Гибеллиноз: побороть сложно, но можно!

О том, что такое корневые и прикорневые гнили зерновых колосовых культур, аграрии знают не понаслышке. В большинстве случаев сельхозпроизводителям приходится иметь дело с возбудителями из родов Fusarium, Helminthosporium, а также Сercosporella. Однако в последние 10 лет существенно возросла экономическая значимость патогена Gibellina cerealis (Pass.), констатируют ученые и практики. Что о нем известно?

Болезнь одна, проблем много

Заболевание, вызываемое Gibellina cerealis, известно под различными названиями: гибеллиноз, гибеллинозная гниль стеблей, гибеллинозная пятнистость, ложная глазковая пятнистость, белосоломенная болезнь.

– Возбудитель гибеллинозной прикорневой гнили не останавливается на первом-втором междоузлии, движется вверх по стеблю и уничтожает формирующийся колос внутри стебля. Соответственно, данное заболевание и получило одно из названий – белосоломенная болезнь, поскольку в период вегетации переходит из разряда прикорневой в стеблевую, – поясняет Анна Петровна Шутко д. с.–х. н., заведующая кафедрой химии и защиты растений Ставропольского государственного аграрного университета, Почетный работник агропромышленного комплекса России.

Вредоносность гибеллиноза велика. Она, по словам специалистов ФГБУ «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю – главного агронома Татьяны Савченко и руководителя филиала Вячеслава Дридигера, заключается в полном отмирании растений в случае поражения их в стадию шильца (выпадам); в отмирании пораженных побегов на стадии кущения, что приводит к уменьшению коэффициента кущения к фазе выхода в трубку или также к выпадам при сильных поражениях. Из-за длительного периода заражения поражаются, как правило, все побеги одного растения. Пораженные стебли либо не выколашиваются, либо образовавшиеся колосья в дальнейшем плохо озернены.

Сильное заражение растений в поздние сроки на стадии трубкования приводит к ломкости стеблей, а в случае поражения флагового листа и колоса пшеница не зацветает, и зерновки не образуются. А если они и образуются, то щу-плые, плохо выполненные.

– Таким образом, поражение растений гибеллиной ведет к прямым потерям урожая с одной стороны из–за уменьшения продуктивных стеблей на поле, с другой стороны – из–за снижения массы 1 000 зерен, – резюмирует Татьяна Савченко.

Зона риска

Наибольший ущерб заболевание причиняет на Северном Кавказе. Так, если в конце прошлого столетия гибеллиноз возникал эпизодически и носил локальный характер, то в настоящее время он распространился повсеместно и всё чаще принимает характер эпифитотий, уносящих значительную часть урожая, констатируют ученые из КубГАУ.

В частности, по данным ученых, в условиях Западного Предкавказья эпифитотии, вызывающие потери урожая до 30–60%, возникают с частотой один раз в четыре года.

Особенно актуальна эта проблема для Ставропольского края.

– Сегодня гибеллина имеет повсеместное распространение во всех почвенно-климатических зонах края по разным предшественникам, сортам озимой пшеницы и способам обработки почвы. Поражает не только повторные посевы, но и встречается в значительном количестве по другим, даже хорошим предшественникам, таким как пары, рапс, горох, – сетует Татьяна Савченко.

Так, в вегетационный период 2018 года заболевание было выявлено на 159 тыс. га: для сравнения в 2017 году площадь заражения составляла 131 тыс. га. Впервые данное заболевание в крае было отмечено на озимой пшенице в 1985 г. (Э. И. Монастырская), но имело незначительное проявление. Массовое поражение посевов озимых зерновых культур (на отдельных полях – до 80 %) отмечается в Ставропольском крае начиная с 2009 года, констатируют специалисты ФГБУ «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю.

Однако не только Северный Кавказ остается в зоне риска. С 2012 года, согласно данным ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» гибеллиноз был впервые обнаружен в Ростовской области и сегодня встречается все чаще.

Более того, болезнь дошла уже и до Центрального Черноземья. Хотя эти случаи пока и единичны, но вызывают серьезные опасения со стороны профессионального сообщества.

– Гибеллиноз с каждым годом набирает обороты, и это заболевание нельзя недооценивать, – отмечает генеральный АО «Щелково Агрохим» Салис Добаевич Каракотов.

К увеличению вредоносности гибеллиноза, по мнению российских ученых, приводит повсеместное внедрение вспашки без оборота пласта, а также ресурсосберегающих технологий обработки почвы, благодаря чему растительные остатки с присутствующими на них микроорганизмами остаются на поверхности.

Кроме того, способствуют повышению вредоносности заболевания перенасыщение севооборотов зерновыми культурами, сверхранние сроки сева озимой пшеницы на гибеллинозноопасных полях, применение минеральных удобрений без агрохимической диагностики и, как следствие, несбалансированное по основным элементам питание, сообщают Татьяна Савченко и Вячеслав Дридигер из ФГБУ «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю.

По их наблюдениям, поражение посевов гибеллинозом в поле носит очаговый характер, причем ареал очагов со временем увеличивается в пространстве. Если поражено одно растение, то рано или поздно в определенной степени заразятся и соседние с ним. Сильнее поражаются посевы на более увлажненных участках. Что касается предшественников, то наиболее уязвима пшеница, которая размещается по пару, гороху, по озимой пшенице, меньше – по подсолнечнику и кукурузе. При этом сильнее всего поражаются такие сорта как Таня, Прикумская-115 и Донская Юбилейная, выяснили специалисты ФГБУ «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю.

 

Трудности диагностики

«Врага нужно знать в лицо», гласит народная мудрость. Однако гибеллиноз бывает нелегко диагностировать, поскольку на ранних этапах онтогенеза, в фазы всходов и кущения, это заболевание ошибочно принимается за ризоктониозную или церкоспореллёзную корневую гниль, отмечала ныне покойная Вера Степановна Горьковенко, д.б.н. профессор КубГАУ, один из лучших фитопатологов Краснодарского края.

В своих научных работах она обращала внимание на то, что в фазу выхода в трубку симптомы проявления болезни визуально схожи с поражением растений мучнистой росой. Во второй период вегетации многочисленные перитеции гриба G. cerealis, формирующиеся у основания стебля, часто принимаются за перитеции патогена Microdochium nivale (Fr.) Sumuels et Halles., последний их образует на обёртках нижних листьев.

Появлению первых признаков любого заболевания, в том числе и гибеллиноза, предшествует этап инфицирования растений патогеном. Процесс заражения проростков озимой пшеницы микромицетом G. cerealis условно можно разделить на период до проникновения, проникновение и период колонизации патогеном тканей растения–хозяина.

Как выяснили ученые из КубГАУ, в естественных условиях у гриба G. cerealis ко времени появления всходов озимой пшеницы к прорастанию готовы 10 процентов физиологически зрелых аскоспор, остальные дозревают и сохраняют
период покоя на фоне изменяющихся условий окружающей среды. Нерегулярно возникающие эпифитотии гибеллиноза свидетельствуют о том, что в состоянии покоя аскоспоры патогена в естественных условиях могут сохраняться довольно длительное время.

Согласно исследованиям Горьковенко и ее коллег, микромицет G. cerealis в процессе роста и развития выделяет не только ферменты, но и метаболиты, обладающие токсигенными свойствами по отношению к питающему растению. В результате их действия в тканях растения–хозяина происходят необратимые гистологические изменения, которые обуславливают визуальные, характерные только для гибеллиноза, признаки проявления болезни.

Так, в фазу всходов озимой пшеницы микромицет G. cerealis заражает колеоптиле и расположенные под ним ткани зачаточных листьев. На первых этапах патогенеза гибеллиноз проявляется в виде глазкового пятна на колеоптиле.
После появления листьев, признаки болезни на них выглядят в виде локальных или опоясывающего весь лист некрозов, приводящих к гибели отдельных листьев или всего проростка.

 

Что может помочь?

Как же бороться с этим опасным заболеванием? На данный вопрос специалисты не дают однозначного ответа, поскольку сведений о биологии фитопатогена на сегодняшний день не хватает. В том числе в недостаточной степени изучено действие протравителей. Гибеллиноз описывался в научных работах ныне покойного ученого Зазимко Михаила Ивановича еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Однако для нынешнего поколения агрономов про-блема достаточно нова и незнакома. Большинство компаний – производителей средств защиты растений не уделяли ей повышенного внимания и не занимались проведением соответствующих исследований.

В сложившейся ситуации «Щелково Агрохим» стала первопроходцем. Так, специалисты компании заложили опыты, главная цель которых – выявить круг протравителей, эффективных против возбудителя гибеллины. О результатах мы расскажем в следующем сезоне. А пока обратимся к данным, полученным Анной Петровной Шутко и другими учеными ФГБУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет». В нынешнем году они изучали эффективность различных схем защиты «Щелково Агрохим» в период вегетации. Одним из изучаемых объектов стал возбудитель гибеллиноза, и результаты исследований оказались весьма интересными.

Итак, в ставропольском КФХ «Зубенко Я. М.» было заложено три варианта. Обработку фунгицидами проводили в фазе выхода растений в трубку. Первый вариант подразумевал обработку озимой пшеницы европейским фунгицидом, в состав которого входят тебуконазол и биксафен. Выяснилось, что данный продукт не оказывает воздействия на возбудителя гибеллиноза. Более того, на данном варианте была зафиксирована активная споруляция возбудителя с формированием зимующей сумчатой стадии в виде псевдотециев. Таким образом, препарат оказался абсолютно бессилен перед гибеллинозом.

Частичную защиту от заболевания продемонстрировал вариант с применением препарата ТРИАДА, ККР (пропиконазол, тебуконазол и эпоксиконазол). Через 28 дней после обработки эффективность фунгицида составила почти 20 %. Но наилучшие результаты были получены на варианте с препаратом АЗОРРО, КС (карбендазим и азоксистробин).

Через 28 дней после опрыскивания его биологическая эффективность против гибеллинозной прикорневой гнили составила 61,5 %. Как показали наблюдения ставропольских ученых, фунгицид АЗОРРО, КС эффективно подавлял развитие возбудителя. Распространение патогена в ткани растения-хозяина приостанавливалось, что было заметно даже невооруженным взглядом – видимая зона поражения оказалась едва различимой.

Как результат, применение АЗОРРО, КС позволило добиться максимальной урожайности озимой пшеницы: 39,2 ц/га. Это на 8,1 ц/га больше в сравнении с контролем!

Разумеется, опыты будут продолжены. Повторим, что возбудитель гибеллины – сложный и малоизученный объект, и он требует повышенного внимания со стороны ученых и производителей СЗР. В том числе в плане поиска по-настоящему эффективных химических решений данной проблемы.

Агротехника как решение проблемы

К числу эффективных профилактических приемов против гибеллиноза относят: комплекс агротехнических мероприятий, который включает в себя соблюдение севооборота, глубокую вспашку с оборотом пласта, предпосевное внесение фосфорных удобрений, оптимальную глубину заделки семян, а также обработку семян агрохимикатами и стимуляторами роста, обеспечивающих интенсивный стартовый рост, считают ученые из Куб-ГАУ и специалисты ФГБУ «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю.

В частности, последние для снижения инфекционного фона и ускорения процесса разложения соломы рекомендуют проводить перед вспашкой обработку стерни и измельченной соломы биодеструкторами. Учитывая, что основным источником сохранения и распространения патогена являются растительные остатки, необходимо проводить своевременную и тщательную их заделку, особенно перед посевом по стерневому предшественнику (глубокая вспашка с оборотом пласта).

Важным условием в повышении устойчивости растений к гибеллинозу, по мнению Татьяны Савченко и Вячеслава Дридигера, также является правильное внесение минеральных удобрений на основании данных агрохимического анализа. Наиболее целесообразно обеспечить пшеницу фосфорными и калийными удобрениями уже на начальных этапах роста. Большое значение в ограничении развития болезни имеет применение микроудобрений (например, при обработке семян). Чрезмерное внесение азотных удобрений будет способствовать развитию болезни.

Посев зерновых в оптимальные и в оптимально поздние сроки также будет способствовать снижению распространения и вредоносности гибеллиноза.

И, конечно же, необходимо проведение фитосанитарного мониторинга посевов в течение вегетации растений, составление прогнозов по угрозе распространения заболевания по территории хозяйства при планировании последующей схемы защиты зерновых культур от патогена в каждом конкретном случае, заключают в ФГБУ «Россельхозцентр» по Ставропольскому краю.

Betaren Agro №7, 2019

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону