Основные преимущества безпахотного земледелия обусловлены накоплением на поверхности почвы растительных остатков, препятствующих перегреванию верхнего слоя почвы и способствующих сохранению почвенной влаги. Однако, при отсутствии контролирующих мероприятий, на растительных остатках происходит массовое развитие фитопатогенов не только в виде мицелия, но и с активной споруляцией. Внесение азота с целью активизации разложения растительных остатков лишь провоцирует бурный всплеск в развитии опасных микроорганизмов. Уже с момента выхода из семени, растения оказываются под воздействием патогенов, колонизирующих корневую и проводящую системы, переносящихся растениями на вегетационный период следующего года. Высокий уровень колонизации фитопатогенами при возобновлении весенней вегетации обусловливает высокую заболеваемость в течение всего вегетационного периода.
Растительные остатки являются резерватором инфекций возбудителей заболеваний надземной части растений: листовых пятнистостей (септориозов, пиренофороза, гельминтоспориоза и др.), ржавчины (бурой, стеблевой, желтой и др.), мучнистой росы, болезней колоса (фузариоз, головнёвые, спорынья), а также сосудистых заболеваний, корневых и прикорневых гнилей, вызываемых многочислеными фузариями, биполярисом, ризоктонией и др. Поэтому необходим мониторинг и контроль патогенной микрофлоры растительных остатков с момента уборки урожая и, как минимум, до середины вегетации последующей культуры. В случае грамотного подхода к этим мероприятиям растительные остатки могут стать стабильным источником полезных микроорганизмов, входящих в состав бактериальных препаратов, а также, обеспечить экологические ниши для эндемной полезной микробиоты. То есть, они могут выполнять еще одну функцию - обеспечение агроценоза полезной микробиотой.
Проведенные нами за последние 10 лет исследования показали, что растительные остатки являются экологической нишей для факультативных паразитов зерновых культур грибной природы (фузарии, биополярис, альтернария, ризоктония), а также, - патогенных бактерий.
Наиболее опасным источником микроорганизмов для зерновых во всех представленных регионах, по нашим данным, проявили себя такие предшественники, как кукуруза на зерно, подсолнечник, зерновые - пшеница и ячмень. Не намного лучше выглядит ситуация на рапсе, позиционируемом как предшественник с отличными фитосанитарными свойствами. По нашим данным, на озимом рапсе встречалось несколько видов фузариев, среди которых один из наиболее опасных для зерновых – F. avenaceum, а также - ризоктония, альтернария, патогенные бактерии. Соя, как показали анализы растительных остатков в Краснодарском и Ставропольском крае, также может накапливать несколько видов фузариев, опасных как для двудольных, так и для однодольных культур. Доминирующими патогенами в почве, на растительных остатках и вегетирующих растениях являются фузарии - Fusarium solani, Fusarium oxysporum, Fusarium avenaceum, Fusarium moniliforme. Их вредоносность, постоянно высокая на озимых зерновых, во многих регионах стабильно превышает вред от ржавчинных болезней и листовых пятнистостей. Сегодня, на Юге России термин «гельминтоспориозно - фузариозная корневая гниль» утратил свою актуальность, так как возбудитель заболевания - патогенный гриб Bipolaris sorokiniana встречается здесь крайне редко. Следует отметить, что трудно разлагаемые растительные остатки (кукуруза, подсолнечник) могут сохраняться в течение нескольких лет после уборки. Как правило, на них удается обнаружить из микроорганизмов грибной природы только патогенные формы.
На растительных остатках кукурузы накопилось огромное количество опасного патогена всех (однодольных и двудольных культур) F. moniliforme – до 100%, что без полноценной микробиологической санации очень негативно скажется на развитии любых последующих культур севооборота, будет вызывать у них многочисленные гнили, трахеомикозы и фитотоксикозы. Разложение растительных остатков проходило в последние два года медленно, что свидетельствует о недостаточной микробиологической активности агроценоза, в частности - дефиците целлюлозолитических и супрессивных микроорганизмов. Во всех случаях, хозяйствам следует оценить фитосанитарную обстановку на полях с разными предшественниками и подобрать приемлемую технологию контроля опасных микроорганизмов.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что растительные остатки полевых культур являются источником опасных инфекций микроорганизмов грибной и бактериальной природы. Нет культур, свободных от патогенных микроорганизмов. Необходим мониторинг микробиоты на растительных остатках всех полевых культур с целью её своевременной коррекции. В сложившихся условиях недопустимо внесение минерального азота, биоорганических удобрений, гуматизированных вытяжек для ускорения разложения растительных остатков без мощного бактериального сопровождения. Концентрация микробов в таких препаратах крайне низка, вносимые элементы будут, в основном, усвоены патогенными грибами и бактериями, в изобилии колонизирующими зерновые культуры. Необходимо активное вытеснение опасных микроорганизмов из растительных остатков, замещение их сообществом микроорганизмов с супрессивными, азотфиксирующими и целлюлозолитическими свойствами, не только ускоряющими разложение соломы, но и удерживающими плотность фитопатогенов в агроценозе ниже экономического порога вредоносности. Баковые смеси на основе ИНБИО-ФИТ способны препятствовать развитию на них опасных микроорганизмов. Подтверждение - результаты многолетних микробиологических анализов растительных остатков зерновых культур, проведенных в послеуборочный период в хозяйствах Юга России.
Обработка растительных остатков проводилась в разные сроки - на следующий день после уборки, через 23 дня и 55 дней. Очевидно, что ИНБИО-ФИТ при ранних сроках обработки препятствовал развитию патогенной микробиоты на растительных остатках. Определенную коррекцию сроков обработки следует вводить при сильной засухе в послеуборочный период. Вносимые при обработке бактерии максимальную эффективность проявляют во влажной среде - при утренних росах, после дождя (табл. 2).
На контрольном поле растительные остатки предыдущего оборота и озимой пшеницы содержат в большом количестве три вида патогенных грибов из рода Fusarium - возбудителей корневой гнили, токсикозов, депрессии растений, микотоксичные возбудители альтернариозной черни; а также - патогенные бактерии. На поле после обработки ИНБИО-ФИТ в растительных остатках патогенные грибы встречаются в кратно меньшем количестве; отсутствуют патогенные бактерии. В почве вдвое уменьшилась встречаемость патогенных бактерий - Pseudomonas syringae.
Вместо эпилога.
В 2017 году значительные площади хозяйств Юга России оказались в условиях повышенной влагообеспеченности. С одной стороны, это способствовало накоплению высокого урожайного потенциала зерновых, с другой – вызвало активное развитие листовых пятнистостей и гнилей (особенно по зерновым и бобовым предшественникам), активное накопление возбудителей сосудистых заболеваний и, наконец - фузариоз колоса. Во многих хозяйствах к началу фазы флаглиста отмечалась вторая волна накопления факультативных паразитов из родов Fusarium, Bipolaris, Rhizoctonia - возбудителей корневых и прикорневых гнилей, фито- и микотоксикозов, трахеомикозов; токсичных микромицетов Cladosporium herbarum и Alternaria tenuis - возбудителей «черни», токсичных пенициллов и аспергиллов - продуцентов охра- и афлатоксинов.
На всех полях на растениях доминирует патогенная микробиота различной степени вирулентности. Антагонистические микроорганизмы встречаются минимально. Своевременное подавление патогенов в критические фазы развития растений приводило к 3-4х недельным перерывам во вредоносном действии патогенов на развивающиеся растения, формированию дополнительных элементов продуктивности, интенсификации налива. В промежутках между обработками происходила гибель растений от болезней (изреживание), снижение интенсивности физиологических процессов на растениях, колонизированных на уровне узла кущения, на уровне соломины. Большой урожай биомассы прошлого года дал - без микробиологической санации - мощный толчок к накоплению фитопатогенов в агроценозах. Целесообразно ли проведение микробиологической санации растительных остатков, справится ли санация с накопившейся прорвой опасных микроорганизмов, в состоянии ли обеспечить нормальное микробиологическое функционирование полевых агроценозов - вопрос уже не риторический…
Будынков Николай Иванович, кандидат с.-х. наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ ВНИИФ