Будущее – за ответственным бизнесом.
Курс на органику
Россия взяла курс на экологически чистую продукцию.19 июля Госдума рассмотрела во втором чтении закон об органической продукции. Он позволит производителям экологически чистых продуктов стать полноценными участниками мирового экорынка. Спрос на органические продукты растет в последние годы на фоне заботы населения о своем здоровье. Отечественный агросектор и ритейл со своей стороны помогают популяризировать полезное веяние.
В мире тренд на экологически чистые продукты успешно развивается с 1980-х, захватывая всё больше стран. Спрос обусловлен переходом потребителей на здоровый образ жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения, опасная еда может стать причиной более 200 заболеваний, включая онкологию. Употребление экологически чистых продуктов сводит такие риски к минимуму. Кроме того, органическое земледелие позволит предотвратить истощение плодородных земель.
Спрос на экологическую продукцию
За 15 лет розничные продажи экопродуктов и напитков в мире выросли в 4,5 раза, выяснили в Научно-исследовательском институте органического сельского хозяйства (FiBL) и IFOAM. Если в 2000 году объем «органического» рынка составлял $18 млрд, то в 2015 году он достиг уже $81 млрд.
90% продаж приходится на Северную Америку и Европу. В странах Азии, Латинской Америки и Африки спрос существенно ниже, поскольку они больше ориентированы на экспорт органических продуктов.
Российский рынок
В России рынок экологически чистых товаров только формируется. Его объем, по данным FiBL и IFOAM, составляет €120 млн. К 2020 году показатель должен удвоиться. Рост произойдет в основном за счет производства на экспорт сырья для последующей переработки за рубежом. Розничные сети всех ценовых категорий намерены развивать «зеленый ассортимент».
Внутренний рынок будет развиваться чуть более скромными темпами. Причина, отмечают ритейлеры, в отсутствии компетенций и научного подхода к определению критериев и методов оценки органических товаров, условий их производства. Хотя в стране введен национальный стандарт порядка проведения сертификации органических продуктов. Но пока он носит добровольный характер. 19 июля Госдума рассмотрела во II чтении закон об органической продукции. Внесены уточняющие изменения в формулировку понятия “органическая продукция”. Кроме того, производителям законодательно запретят использовать химикаты и пестициды. Подходящие под этот стандарт товары получат единую маркировку. А компании попадут в единый госреестр.
Экопродукция и органическое земледелие в России
Россия включилась в борьбу за экологический рынок в 2015 году. Страна рассчитывает на высокие доходы от экспорта, поскольку стоимость органических продуктов выше.По темпам роста этого сектора страна вошла в ТОП-10 государств, обогнав Филиппины, Италию и Мадагаскар. Сегодня под органику сертифицированы свыше 385 тыс. га земель.
Сейчас мировой спрос на сертифицированную органическую продукцию удовлетворен лишь на 5%. Россия может удовлетворить этот дефицит. Тем более, что в корзине наиболее востребованных видов продовольствия оказались распространенные в стране культуры: кукуруза, фуражное зерно, ячмень и прочие зерновые культуры.
Ответственный сельхозбизнес в мире
Органическое сельское хозяйство — это еще отказ от пластика. Он может негативно сказаться на качестве продукции при длительном хранении и вредит окружающей среде. Поэтому шведский импортер органических бананов Hebe Frukt & Grоnt заменил одноразовые пакеты на этикетку-ленту.
Британская сеть Waitrose шагнула еще дальше. Компания вводит упаковку из сушеных листьев томата с добавлением переработанного картона. По планам, к 2025 году все товары собственного производства будут продаваться в полностью пригодной для переработки или утилизации таре.
Такие же планы объявила 4-ая в списке ритейлеров Великобритании сеть Morrisons. Так же компания собирается подписать соглашение на разработку бизнес-решений, снижающих процент использование пластика и воздействие на окружающую среду.
В Австралии с 1 июля удвоилось число штатов, где одноразовые пакеты попали под запрет. Теперь 4 из 6 регионов страны штрафуют за продажу пластиковых пакетов. Размер выплат может достигать $4,6 тыс. Всего, по данным ООН, подобные меры приняли более чем в 60 странах.
Ответственный сельхозбизнес в России
Биоразлагемые материалы постепенно завоевывают российский рынок. Сеть «Азбука вкуса» объявила о планах отказаться от пластиковых пакетов в пользу многоразовых. Сроки реализации проекта пока не известны.
Идут экологически чистые материалы и непосредственно для тепличных комплексов. Для тепличников России станет доступен биоразлагаемый шпагат Elite Bio Twine. Компания «Интерагро» заключила с его разработчиком голландской Lankhorst Yarns соглашение о его выводе на рынок и продвижении.
Новый инновационный продукт появился на мировом рынке в 2009 году, всего спустя 4 года после начала разработок. И снискал популярность среди производителей овощей в теплицах, заботящихся об окружающей среде. Биоразлагаемый шпагат полностью безопасен для почвы. Его изготавливают из полимерной молочной кислоты и растительных сахаров. Благодаря натуральному составу через 12 недель после утилизации он полностью растворяется в земле, поэтому позволит тепличным хозяйствам компостировать стебли использованных растений, превращая их в гумус, или утилизировать отходы раcтений из теплиц на поля, без ущерба окружающей среде. В то время, как использование обычного шпагата из полипропилена, делает невозможным полную утилизацию тепличных отходов. (Это главное конкурентное преимущество перед шпагатами из полипропилена, которые загрязняют окружающую среду. Часто их остатки можно обнаружить в почве спустя много лет).
«Использование биоразлагаемой продукции, несмотря на ее более высокую стоимость, в конечном итоге выгодна производителю, т.к. позволяет существенно сэкономить на переработке промышленных отходов. Кроме того, затраты на эко-шпагат, состоящий из полимеризованной молочной кислоты, в последствии окупаются, так как после использования остатки растений весте с ним полностью утилизируются и могут использоваться как удобрение. Мы уверены, что биоразлагаемый шпагат заинтересует российские тепличные хозяйства и будет пользоваться спросом», - рассказала генеральный директор «Интерагро» Екатерина Бабаева.
____________
Справка о компании:
ООО «Интерагро» — разработчик и интегратор комплексных проектов для АПК Российской Федерации. Среди ключевых направлений деятельности компании: оптово-распределительные центры (ОРЦ), плодоовощехранилища, линии по доработке и переработке овощей и фруктов, грибоводческие комплексы. В компании работают специалисты с глубокими знаниями в отрасли и богатым опытом международного взаимодействия. Все реализуемые проекты компании находятся в программе сервисной поддержки, включающей в себя сервисное обслуживание, поставку запчастей, консультирование по оборудованию.