Минпромторг России планирует с 1 июля 2024 года запустить эксперимент по маркировке отдельных видов бакалейной продукции. В их числе пряности и специи, картофельные чипсы, начос, готовый попкорн, хлебцы, сухари, гренки и прочие снеки, соусы и продукты для приготовления соусов, кубики для бульонов и сухие заготовки для приготовления супов, уксус и его заменители. В пилотный проект предлагается не включать панировочные и ванильные сухари. Эксперимент продлится до 28 февраля 2025 года. Соответствующий Проект постановления Правительства размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Эксперимент, предложенный Минпромторгом, направлен на обеспечение качества и безопасности товаров, которые мы покупаем каждый день. Данные НИУ ВШЭ показывают, что объем нелегального оборота отдельных товаров бакалеи, которые вошли в эксперимент, составляет почти 30%. Нелегальное распространение таких товаров создает потенциальные риски для здоровья потребителей, так как реальный состав и условия производства этих продуктов остаются «в тени». В этой связи внедрение системы маркировки станет не только инструментом отслеживания происхождения товаров, но и гарантом их качества и безопасности на всех этапах производства и сбыта. Как Оператор государственной системы маркировки, мы полностью готовы к проведению эксперимента, как с точки зрения экспертного сопровождения, так и технического обеспечения», – прокомментировала Юлия Кузьмина, руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).
Эксперт уточнила, что эксперимент не повлияет на стоимость товаров – на время эксперимента коды маркировки и необходимое оборудование предоставляются бесплатно, а расходы берет на себя Оператор системы маркировки.
«Участие в эксперименте перед внедрением обязательной маркировки товаров – это своего рода репетиция, которая помогает заранее выявить сложности и недочеты и повлиять на формировании обязательных требований по маркировке, если такое решение примет Правительство. Участие в эксперименте добровольное, но тем производителям, кто готов, мы предоставляем поддержку специалистов и необходимое оборудование абсолютно бесплатно. Это ценная возможность для бизнеса подготовиться к предстоящей маркировке и избежать возможных штрафов в будущем», – заключила Юлия Кузьмина.
Позиция бизнеса
«Компания «Дядя Ваня» является ведущим производителем консервированных продуктов и соусов. Наши эксперты уже принимают активное участие в эксперименте по маркировке товаров «Честный знак» и планируют присоединиться к нему в сегменте бакалеи после выхода соответствующего постановления. Участие в эксперименте позволит нам протестировать нанесение маркировки на упаковке различных видов продукции и заранее подготовиться к обязательным требованиям. Это поможет выявить и устранить возможные вопросы на этапе эксперимента, что обеспечит успешное выполнение новых правил. В дальнейшем использование маркировки «Честный знак» позволит отслеживать весь путь товара от производителя до покупателя и даст нам инструменты для анализа и повышения коммерческой эффективности», - сообщила Ольга Быкова, директор по маркетингу ГК «Дядя Ваня».
«В ассортименте группы компаний «Мирфудс», в которую входит АО «РУССКИЙ ПРОДУКТ», представлено 13 брендов и более 150 товарных позиций. Кроме того, компания производит продукцию под собственными торговыми марками для таких сетей, как Х5, Лента, Тандер, Ашан, ВкусВилл. Товары категории «Бакалея» изготавливаются в Калужской области на территории Детчинского завода овощных концентратов (ДЗОК). Маркировка «Честный знак» уже используется на продукции бренда «Печем Дома» (сухое молоко). Кроме того, проводятся организационные работы по участию в пилотном проекте – добровольном эксперименте по использованию маркировки снековой продукции. Эксперимент имеет большое значение для компании, так как позволяет специалистам своевременно освоить работу с системой и адаптироваться к необходимым требованиям в штатном режиме», – комментирует Алексей Брусянин, Директор по качеству ООО «Мирфудс».
Справочно:
В РФ маркировка распространяется на 17 категорий, которые составляют 15% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке на четверть. После внедрения маркировки 18 табачных производств было легализовано, 45 нелегальных закрыто. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти. Совокупные эффекты от маркировки оцениваются в 471 млрд рублей.