Экспорт российского подсолнечного масла в сезоне-2023/24 (сентябрь 2023 – август 2024 гг.) обновит рекорд, считают участники рынка, опрошенные агентством OleoScope.
Как отмечают в ГК «Эфко», производство продукта в текущем сельхозгоду составит 7,3 млн тонн, а на внешние рынки будет реализовано 4,3 млн тонн масла.
«В начале сезона темпы переработки и экспорта были немного ниже планируемых, в первую очередь, в силу сложившихся погодных условий на Черном море и временного запрета на импорт растительных масел в Иран. Однако высокие запасы сырья и достаточно благоприятные погодные условия позволяют к концу сезона выйти на планируемый результат», – заявили в компании.
В ГК «Русагро» рассчитывают на выпуск 7,3-7,5 млн тонн подсолнечного масла, а экспорт, как ожидается, достигнет 4,7-4,9 млн тонн.
«Цифры могли бы быть и больше, но сложности с отгрузками конечной продукции пока мешают полностью реализовать высокий потенциал отрасли», – прокомментировали в группе.
В OleoScope предполагают, что Россия сможет экспортировать около 5 млн тонн подсолнечного масла.
«С сентября 2023 по февраль 2024 гг. вывезено уже около 2,3 млн тонн против 1,78 млн тонн в аналогичный период прошлого сельхозгода. Основные объемы отправлены в Индию, Китай и Египет», – заявили в агентстве.
Оценка производства подсолнечного масла от OleoScope на сезон-2023/24 находится на уровне 7,44 млн тонн. «Такой результат будет обеспечен за счет рекордного урожая подсолнечника, высоких запасов масличной на внутреннем рынке и больших переходящих остатков», – уточнили эксперты.
В «Русагро» добавили, что Россия ранее традиционно занимала черноморский и средиземноморский рынки, а Украина в основном поставляла масло в Индию и КНР.
«Теперь идет обмен этими рынками, – отмечают в компании. – В последние два года Украина из-за ограниченных возможностей по загрузке крупных судов работает на черноморский рынок, в первую очередь, на Турцию, а Россия перестраивается на Индию, Китай и другие дальние рынки. Но эти процессы требуют времени. Критически не хватает глубоководных портов. Портовая инфраструктура, необходимая для загрузки маслом крупных судов для перевозки на удаленные рынки, развита недостаточно. Как следствие, черноморский рынок пока немного перегружен, что отчасти и вызывает дополнительный дисконт подсолнечного масла».
Перерабатывающая отрасль действительно испытывает определенные затруднения с логистикой, подтверждают в ГК «Благо».
«Это нехватка подвижного состава, низкая пропускная способность ключевых транспортных узлов. Последнее особенно актуально для логистической инфраструктуры с Китаем и Ираном», – сообщили в компании, добавив, что экспорт растительных масел в целом по-прежнему остается привлекательным направлением и стимулом для развития отрасли.
По данным OleoScope, в 2022/23 МГ в России было произведено рекордное количество подсолнечного масла – 6,65 млн тонн. Экспорт за этот период также был максимальным – 4,1 млн тонн. В 2021/22 МГ эти показатели составляли 5,9 млн тонн и 3 млн тонн соответственно.