«Прогресс Агро»: дорогой усовершенствований

За 15 лет внедрения бережливых технологий «Прогресс Агро»

получил 1,5 миллиарда рублей экономического эффекта

В основу концепции производственных систем заложена японская философия кайдзен, практикующаяся на предприятиях концерна «Тойота». Она предполагает непрерывное совершенствование процессов производства.

«Прогресс Агро» — тогда еще агрохолдинг «Кубань» — первым в аграрной отрасли стал внедрять производственную систему (ПС) еще в 2007 году по инициативе российского промышленника и мецената Олега Дерипаски. За 15 лет экономический эффект на предприятиях компании составил более 1,5 млрд рублей.

Все начинается с потерь

Сегодня возглавляет развитие ПС в «Прогресс Агро» Евгений Купряков. Он стоял у истоков внедрения ПС в России. Еще работая инженером-теплоэнергетиком на ТЭЦ в Ангарске, Евгений Николаевич задумался о причинах потерь и способах их устранения. Первое же его усовершенствование принесло экономию более 1,5 млн рублей за месяц.

Тогда я начал изучать теорию внедрения ПС, — рассказывает Евгений Николаевич. — После обучения у представителей компании McKinsey»на базе ТЭЦ я научился находить потенциал для снижения затрат в любой компании.

Для решения этой задачи еще в 2002 году на ТЭЦ была создана рабочая группа, которая составила программу «Тотальная оптимизация производства», объединившую наработки из сферы научной организации труда советских времен с базовыми положениями зарубежной теории по поиску потерь.

 

Евгений Купряков подчеркивает: чем больше работников вовлекается в ПС, тем выше результат. Порой количество предложений по улучшений растет, как снежный ком. В то же время понимание важности ПС в коллективах формируется поэтапно: сначала два-три человека вовлечены, затем больше — эти люди как правило становятся лидерами внедрений. Видя, как активисты получают премии, растет экономическая эффективность предприятия, включаются остальные работники.

База улучшений

Когда только внедрение ПС начинается, зачастую сотрудники высказывают сомнения: «и без теории все понятно — находи проблему и улучшай», «нам уже некуда оптимизироваться», «вы занимаетесь приписками» и т.п. Безусловно, в ПС есть уже прописанные ответы для отвергающих и не верящих в ее эффективность. Но основным методом, по мнению Евгения, является участие в процессах и погружение в единое информационное поле, где основой служит прописанные в утвержденном формате улучшения-кайзены и реализованные проекты.

В базе знаний согласованные с финансистами компании методички для расчета экономического эффекта от внедрения улучшений, — разъясняет Евгений Николаевич. — Так создается общая методология, чтобы работать в одном информационном поле.

Рассказывая о создании единой базы, Евгений подчеркивает, что на ее формирование уходят годы. В его практике база создавалась с 2008 года по 2012-й. И только потом система становится самодостаточной — большой маховик колеса улучшений начинает двигаться сам.

Условия успеха

Евгений Купряков второй год директор по производственной системе в «Прогресс Агро». До этого он посещал производственные площадки компании как консультант.

Безусловно, пятнадцатилетнее развитие принесло плоды. Но в ПС важны не только сами результаты, но и процессы. Есть даже такое выражение: «Правильные процессы дают правильные результаты», — рассуждает Евгений Купряков. — Уже в процессе создания ПС можно достичь серьезных результатов. Надо раскрутить работу этого поддерживающего механизма. Недостаточно толкнуть большое колесо улучшений — необходимо, чтобы оно не останавливалось.

Важно, чтобы в компании все, от управляющего звена до простых работников, знали, что такое развитие ПС.

Когда говоришь с людьми на одном языке и тебя понимают — это взаимодействие, а значит, будет плодотворная работа, — считает Евгений Николаевич.

Еще один аспект успешности внедрения — поддержка руководства. Генеральный директор «Прогресс Агро» Леонид Викторович досконально разбирается в ПС. Он и на производственных площадках, как мы говорим, «гембе», и на промежуточных защитах проектов. Всегда погружен в суть внедряемого усовершенствования.

Наконец, условием успеха Евгений Николаевич называет отсутствие обвинений.

На защите одного из проектов, когда мы озвучили полученную при внедрении экономическую выгоду, генеральный директор задал резонный на первый взгляд вопрос: куда смотрел главный инженер, начальники и другие руководители, как они могли изо дня в день не замечать? — рассказывает он. — Буквально в воздухе повисла угроза увольнения и неминуемого наказания. Я нашел тогда убедительные слова и ответил на вопрос, почему оставалась невидимой утечка ресурсов.

То есть важно понимать: сотрудник никогда не будет делиться проблемой и выступать с инициативой улучшений, если в ответ его начнут обвинять в недосмотре и разгильдяйстве.

Зачем нужны стандарты

Но как понять, когда человека необходимо наградить за улучшение, а когда наказать за невыполнение должностных обязанностей и потери на производстве?

Границей обвинения, так называемой «тонкой красной линией» должен стать зафиксированный стандарт выполнения операции в растениеводстве ли, в животноводстве или в переработке. И здесь уже важна исполнительская дисциплина в коллективе, — рассказывает Евгений Николаевич.

Безусловно, стандарты также могут изменяться в зависимости от внешних условий. Кроме того, стандарт обязательно должен быть принят всеми работниками и понятен им.

В «Прогресс Агро» проведена колоссальная работа по стандартизация операционных процедур. Несмотря на то что в сельском хозяйстве крайне сложно унифицировать все процессы — есть масса внешних факторов, которые могут вмешаться в работу аграриев, — операции на предприятиях холдинга практически доведены до автоматизма. Это хорошо видно, например, по работе молочно-товарных ферм, сервисных центров, в переработке.

Пирамида наоборот

Как создать условия для вовлечения в процесс поиска улучшений и внедрений больше сотрудников? Евгений Купряков считает, что

«культура внедрений» внутри предприятий приводит к появлению значительного количества людей, мыслящих как инженеры, рационализаторы.

Зачастую вовлеченности персонала мешают разные барьеры, — отмечает он. — Бюрократические — постоянно отправляют на «доработку» предложения, потому что неправильно оформил, не там поставил запятую, не указал что-то. Социальные — никто это не делает, значит, там нет ничего для меня. И бытовые: я и без того сильно занят, чтобы еще улучшать производство.

Причин такого положения, как правило, несколько. Основная — невозможность «достучаться наверх», до вершины управленческой пирамиды. Обращения и предложения тонут, теряются в общем круговороте текущих задач. Что делать? Ответ прост — перевернуть пирамиду.

Из обычной фанеры, фотографий сотрудников и шаблонов для описания проблем-улучшений создаются стенды с расположенными на самом верху фотографиями рабочих. Именно они, как правило, лучше всех видят точки роста, — рассказывает Евгений Купряков. — Так мне удавалось вдохнуть новую жизнь в развитие предприятий, заинтересовать и вовлечь людей в поиск решения проблем.

Если сотрудник, выполняя свои должностные обязанности, не прошел мимо потери, а описал ее на бланке и вывесил на стенд, его за это его премируют. Если он в дополнение к этому нашел решение и внедрил усовершенствование — это следующие шаги материальной. Чуть ниже размещаются фото инженерно-технических работников, специалистов, мастеров, еще ниже — заместители начальников подразделений, и в самом низу начальник. Также на стенд вклеиваются карманы для предложений.

В предложении от рабочего фиксируется дата, поэтому если проблема провисела на стенде неделю, значит, рабочий не смог ее решить, ответственный за стенд переносит в зону ответственности ИТР, специалистов, мастеров, — поясняет Евгений Николаевич. — За каждое внесенное предложение работник обязательно получает небольшую премию, появляется мотивация. При этом на стенде отражено, сколько улучшений сделал каждый «внедритель»; за месяц, бывает, набегает неплохая сумма. И тут срабатывает принцип «если он может, почему бы и мне не попробовать».

Так постепенно, день за день, в процесс улучшений вовлекаются новые люди — думающие и говорящие на одном языке, понимающие необходимость развития производственной системы. И из таких шагов в итоге складывается экономическая эффективность предприятия.

Юлия Пименова

 

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону