Спираль развития агротехнологий ведет к биологической системе защиты и питания растений

Переход на органическое и биологизированное сельское хозяйство, интегрированную системы защиты растений станет возможностью для мелких и средних фермеров улучшить свою экономику в текущей ситуации, считают в Союзе органического земледелия. Россия получит тройную пользу – импортозамещение химических пестицидов, которое составляет около 48%, развитие отечественных агробиотехнологий, производство которых полностью российское из собственного сырья, а также здоровье почв, экосистем и людей.

Об этом шла речь на вебинаре «Замена химических пестицидов, удобрений, кормовых добавок на биологические с сохранением урожайности и рентабельности», организатором которого выступил Союз органического земледелия. В мероприятии приняли участие более 240 человек из 43 регионов России.

«Мы все привыкли использовать в сельском хозяйстве работающие решения, которые выстраданы потом. Констатируем, что с учетом выросшей стоимости химических пестицидов и минеральных удобрений, биологические средства защиты и питания растений становятся все более и более привлекательными. Не только из философских и экологических, но и экономических соображений. Спираль развития агротехнологий идет в сторону биологической системы защиты и питания растений. Те, кто это освоит, даже просто сочетая химию с биологией, получит целый ряд преимуществ. Союз органического земледелия выступает за то, чтобы химии не было вообще, за полностью органическое производство. Но мы обращаемся и к тем, кто в силу технологических особенностей не может отойти от химии – пробуйте, внедряйте интегрированную систему защиты и питания», - говорит Сергей Коршунов, к.п.н., Председатель Правления Союза органического земледелия, член Общественного совета Минсельхоза РФ.

Нельзя оставаться только на апробированных и привычных решениях, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, как Лесковский Левша, который говорил государю-императору, что англичане ружья кирпичами не чистят, считает Сергей Коршунов.

«Мы останемся на прошлом витке аграрного развития. Сегодня биологическая система защиты и питания – это следующая ступенька. Посмотрите какое количество бипрепаратов разрабатывают и внедряют, не в России, химические гиганты Bayer, Singenta. Это уже до 30% товарной номенклатуры. Они чувствуют и эксплуатируют тренд. Причины – стремительная деградация почв, резистентность болезней и вредителей растений, рост заболеваемости населения. В России 1\3 сельхохугодий деградированы. Там, где применяются гербициды – это территории не пригодные для жизни. Химические инсектициды убивают опылителей. За последние двадцать лет в России погибло до 30% пчел. Химические фунгициды – снижение иммунитета растений, супрессивности почвы, гибель ее микробиоты. Да, с химией мы получаем результат. Но он имеет и обратные эффекты. Также, как и с применением антибиотиков у людей. Чтобы убить бактериальную инфекцию самое простое решение – использовать антибиотик. А далее - глобальная резистентность к антибиотикам у людей. И во время сложных операций антибиотики могут не сработать, развивается сепсис и смерть. Плюс это сказывается на качестве питания. Мы пассивно употребляем антибиотики в мясе, молоке. Тоже самое с трансжирами, химическими пищевыми добавками, гормонами роста, ГМО. Мы снижаем свой естественный иммунитет, который итак слабый от неблагоприятной окружающей среды. Сочетание загрязнений окружающей среды и некачественного питания формирует до 75% рисков развития неинфекционных алиментарно-зависимых заболеваний человека – сердечно-сосудистых, онкологии, аллергии, сахарного диабета, ожирения. По данным Росстата, эти заболевания выросли в России за последние 10 лет на 10-60%. Кроме того, это сниженный иммунитет, значение которого показала пандемия. Во всем мире химизированное производство переходит в производство для бедных слоев населения или технических культур. Для третьих стран, в числе которых мы не должны оказаться», - говорит Сергей Коршунов.

То, что химические средства защиты единственный надежный вариант – результат агрессивного маркетинга транснациональных корпораций. Большая информационная пропаганда и двойные стандарты. 385 миллионов человек в мире ежегодно заболевают острым отравлением пестицидами. Пестициды также оказывают влияние на астму, аллергии, ожирение и заболевания эндокринных желез, а также на выкидыши и уродства в особо загрязненных регионах.

Выход Союз органического земледелия видит в развитии трех направлений:

• Органическое сельское хозяйство – полная замена химических пестицидов и удобрений, кормов и ветпрепаратов на биологические и применение агротехнологических приемов. В этом случае необходимо соблюдать стандарты и проходить добровольную сертификацию.
  • Биологизированное сельское хозяйство – полная замена химических пестицидов и частичная замена химических удобрений, кормов и ветпрепаратов на биологические в целях экономической и экологической целесообразности. В этом случае сертификации не требуется.
  • Интегрированная система защиты растений – частичная замена химических пестицидов и удобрений на биологические в целях экономической и экологической целесообразности. Сертификации не требуется.

Наиболее предпочтительными в Союзе органического земледелия считают первые два варианта. Органическое сельское хозяйство – это забота о здоровье, почв, экосистем и людей. Сегодня оно выступает донором агротехнологических решений для снижения химического прессинга.

«Занимаясь органикой, мы столкнулись с тем, что нам необходимы средства защиты и питания, допустимые согласно стандартам. Это было более 10 лет назад. Мы стали искать и обнаружили, что в России производится большое количество биопрепаратов, биоудобрений, кормовых добавок, большинство из которых возможно применять в органическом производстве. Перейти на биозащиту возможно в первый же год. Это высокотехнологичные, современные, научно обоснованные решения российских компаний, подтвержденные исследованиями десятками аграрных ВУЗОВ и ВНИИ, десятилетиями испытаний, и, самое главное, показавшие результаты на практике. Я лично посетил крупнейшие из них в 2021 году и убедился в этом», - говорит Сергей Коршунов.

У Союза органического земледелия есть результаты более 100 производственных полевых испытаний, показывающих, что переход на биологическую систему защиты растений с использованием биопрепаратов и микробиологических удобрений отечественного производства обеспечивает сохранение уровня рентабельности и получение сопоставимого урожая для сельхозпредприятий. Плюс к этому, при биозащите восстанавливается плодородие почв, снижаются климатические стрессы, нет резистентности болезней и вредителей к действующим веществам биопрепаратов, снижается эффект «химического коктейля» на организм человека и окружающую среду.

«Пусть заводной ручкой сейчас будет экономика, зато потом производитель будет видеть результаты, задумываться почему и как это сработало, погружаться в тему биологической защиты и питания. И это засасывает, как интересный сериал. Готовиться к биозащите нужно заранее. Ее применение имеет особенности», - говорит  Амиран Занилов, к.с.х.н., агроном, консультант ООО «Органик Эраунд», директор центра декарбонизации АПК и региональной экономики КБГУ им. Х.М.Бербекова.

Союз органического земледелия 9 лет собирает информацию по данному вопросу. Информация систематизирована по группам и собрана в сборник «Перечень средств производства для органического, биологизированного земледелия и интегрированной системы защиты растений», который опубликован в открытом, бесплатном доступе на сайте Союза. Впервые сборник издан в 2018 году и ежегодно он обновляется. В январе 2022 года опубликована свежая редакция Перечня. Ранее собранная в один сборник такая информация отсутствовала, данные были разрозненны.

В сборнике представлена продукция 69 отечественных производителей биопрепаратов, микробиологических и органических удобрений, стимуляторов роста, энтомофагов, натуральных кормовых добавок, пробиотиков, непротравленных семян, устойчивых к климатическим стрессам и болезням с контактами этих производителей.

Также в сборник включены контакты 4 федеральных и региональных центров компетенции по органическому сельскому хозяйству, 9 аграрных ВУЗов, которые ведут научно-исследовательскую деятельность в сфере органического и биологизированного земледелия совместно с Союзом органического земледелия. Отдельно в Перечне отмечены биопрепараты и биоудобрения, сведения о производственных испытаниях которых опубликованы в открытом доступе на сайте Союза органического земледелия. Надо брать это в работу и действовать во благо здоровья нации и сохранения почвы, как возобновляемого стратегического ресурса нации.

У нас это все сейчас воспринимается как мода или какой-то идеологический междусобойчик. А это реальные решения, за которыми наука и практика. Особенно это актуально для собственников сельхозугодий, которые планируется передавать по наследству.

«Мелкие и средние сельхозпроизводители переходят на внутренний рынок, где они конкурируют с продукцией агрохолдингов. Европа прошла этот путь двадцать лет назад. Конкуренция с агрохолдингами для них может быть только по качеству, натуральности и экологичности продукции. Иначе фермеры будут производить тоже самое, что агрохолдинги, только дороже. Поэтому органика для них – это возможность выделить свою продукцию и получить справедливую цену, обойти конкуренцию с крупными производителями», - считает Сергей Коршунов.

В указе Президента РФ Владимира Путина «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» от 21 июля 2016 года №350 в пункте 1 сказано: Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2031 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих: в) диагностику патогенов сельскохозяйственных растений, производство пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве.

Это наконец-то нужно выполнить. Нужен масштабный информационный маркетинг и поддержка на государственном уровне отечественной биозащиты. Это отечественные компании, которые в России производят продукцию из российского сырья. Цены они не поднимали, нарастить объемы готовы. До 80% сельхозпроизводства в растениеводстве можно в первый же год перевести на биологическую или интегрированную систему защиты.