С 1 июня 2021 года в России началось поэтапное введение обязательной маркировки молочной продукции. На первом этапе маркировались мороженное и сыры. С сентября 2021 года начался второй этап обязательной маркировки молочной продукции со сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря 2021 года - третий этап маркировки молока и молочной продукции со сроком хранения до 40 дней.
Свердловская область является лидером по количеству производителей молочной отрасли. Всего в Уральском Федеральном Округе 1260 компаний выпускающих маркированную продукцию, из них 72 производителя из Свердловской области, которые маркируют свою продукцию, что вывело Свердловскую область на первое место.
Предприятия правильно и с пользой использовали как подготовительный этап, так и все предыдущие этапы введения обязательной маркировки и уже к третьему, завершающему этапу были полностью готовы. Закупили соответствующее оборудование и установили программное обеспечение. На сегодняшний день вся продукция свердловских производителей маркируется, за исключением продукции произведенной крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы (продукция данных предприятий начнет маркироваться с 1.12.2022).
Для минимизации затрат на внедрение маркировки молочной продукции для производителей предусмотрены различные меры поддержки на федеральном и региональном уровнях. Предусмотрено льготное кредитование Минсельхоза России со ставкой от 1 до 5% https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/preferential-credit/, а также программы Фонда развития промышленности https://frprf.ru/zaymy/proizvoditelnost-truda/ и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Для упрощения работы с маркировкой представителям малого бизнеса разработаны бесплатные сервисы – сервис электронного документооборота ЭДО Лайт и мобильное приложение «Честный ЗНАК. Бизнес», которое заменяет сканер.
В докладе Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ к круглому столу в Госдуме о мерах господдержки развития молочной отрасли в РФ говорится, что Цифровая маркировка молока и молочной продукции не представляет угрозу ценового риска и не оказала существенного влияния на рост себестоимости.
Также ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ, оператор системы маркировки) со ссылкой на исследования Высшей школы экономики отметил, что обязательная электронная маркировка молочной продукции в России позволила замедлить темпы роста цен на нее в сентябре-октябре 2021 года.