Рынок агропродукции в РФ — итоги, перспективы, тенденции

По данным аналитиков германской семеноводческой компании «Штрубе Рус», в 2021 году российский АПК собрал рекордный урожай подсолнечника, что связано, в первую очередь, с увеличением посевных площадей. Несмотря на это, у производителей подсолнечного масла низкие запасы сырья. Сложившаяся ситуация обусловлена одновременно высоким урожаем и фактическим запретом экспорта. Таким образом, цены на внутреннем рынке активно снижаются и сейчас варьируются в пределах 35-40 тыс. руб./т. Соответственно, сельхозтоваропроизводители выжидают более удачной рыночной конъюнктуры.

Согласно прогнозам, в 2021/22 сельскохозяйственном сезоне планируется собрать свыше 120 млн тонн зерновых, из которых на экспорт отправится не более 40 млн тонн, что в среднем на 10 % меньше по сравнению с показателями прошлого сезона. Связано это как низким урожаем из-за погодных условий, так и введенными экспортными пошлинами на зерно. Также экспорт российского зерна дополнительно осложняется усилением конкуренции со стороны других стран — производителей зерновых.

Эксперты прогнозируют рост производства сахара как за счет поставок на внешние (Китай, Индия, Таиланд) рынки, так и в силу увеличения внутреннего потребления. Производство сахара в России в сезоне 2021/22 аналитиками Минсельхоза США оценивается в 6 550 тыс. тонн, что на 7,4 % выше аналогичного прогноза в мае этого года (6 100 тыс. тонн) и на 16,4 % выше показателя сезона 2020/2021. Внутреннее потребление сахара в России в сезоне 2021/22, по оценкам, составляет 6 249 тыс. тонн (+14,1 % к сезону 2020/21), экспорт — 395 тысяч тонн, а конечные запасы — 760 тысяч тонн. Рост цен происходит как за счет внешних факторов — общемировой динамики и спроса на экспорт, так и за счет реакции рынка на повышение цен на удобрения, ядохимикаты, сельхозтехники и т. д.

Глава ООО «Штрубе Рус» Пеер Ефтимов отметил несколько значимых факторов, оказывающих влияние на рынок сельхозпродукции. Во-первых, считает эксперт, сдерживание роста цен на основные продукты нельзя возлагать исключительно на товаропроизводителя. Действующие сахарные заводы снизили закупочную стоимость сырья и столкнулись с дефицитом сырья. Логично, что производители не хотят продавать собранный урожай себе в убыток, поэтому небольшие и средние торговые сети испытали

сложности с поставками из-за дефицита товара. «Суть не в эффективности отдельно взятой меры, а в комплексе решений, направленных на поддержку аграриев, — отмечает он. — Для рентабельности бизнеса установленная цена товара должна оправдывать себестоимость его производства, а для поддержки экономически незащищенных слоев населения государство должно разработать систему адресных мер».

Пока же, по его мнению, полноценное развитие отрасли затруднено в силу значительного количества барьеров административного плана. «Нужно минимизировать политические рычаги и рыночными методами стимулировать производство зерновых, масличных и сахарной свеклы, как это было в предыдущие годы, — считает Пеер Ефтимов. — Иначе складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, государство заинтересовано в стимулировании экспорта, с другой — вводятся экспортные пошлины». Другими инициативами, оказывающими негативное влияние на сельскохозяйственный рынок, он назвал дисбаланс налогообложения: при импорте семян организация облагается НДС по ставке 20%, а при реализации — по ставке 10%.

В то же время, подчеркивает эксперт, есть и позитивные примеры взаимодействия государства и сельхозтоваропроизводителей. Речь идет, в частности, о государственных интервенциях при закупке и сбыте зерновых в целях стабилизации рынка. «При низкой цене государство действует как крупный участник рынка и скупает реализуемую сельскохозяйственную продукцию — цена поднимается. И наоборот, — говорит Пеер Ефтимов. — Так рынок и все его участники находятся в балансе».

Говоря об основных трендах на ближайшее будущее, эксперт отметил усиление роли цифровых технологий в сельском хозяйстве. Цифровизация уже затронула большинство АПК, фермерских хозяйств и этот тренд будет укрепляться за счет дальнейшего насыщения рынка технологическими новшествами, призванными оптимизировать рутинную деятельность, а также вывести на новый уровень сложные операции и бизнес-процессы АПК.

Наконец, Пеер Ефтимов подчеркнул: в настоящее время в мировой аграрной отрасли продолжается оформление бренда страны, продукции российского производства: «Это особенно хорошо видно на примере локализации производств зарубежных компаний, производства химикатов, семян и т. д. Мое мнение — эта тенденция сохранится в следующем году и в дальнейшем будет только укрепляться».

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2019
г. Ростов-на-Дону
Бульвар Комарова, 28Г