Организатором конференции выступила компания ArgoTrend.ru при поддержке Государственной Думы РФ, Минсельхоза России, Масложирового Союза России, Национального Союза свиноводов, Национального Союза производителей молока «Союзмолоко» и Картофельного Союза.
Участниками «AGROTRENDS RUSSIA 2021-2022» стали собственники и руководители компаний АПК и продовольствия; поставщики техники, оборудования, семян, удобрений и других компаний, от которых в той или иной степени зависит продовольственная безопасность государства.
Спикеры и участники обсудили тренды 2021 года, рассказали о своих достижениях в выполнении бизнес-планов, поделились опытом в решении возникающих проблем и отметили факторы трансформации отрасли на предстоящий сезон-2022 и последующие годы.
Выступая перед представителями компаний «Август-Агро», Syngenta, «АгроТерра», «Кабош», «СГЦ «Топ-Ген» и другими, генеральный директор CNH Industrial в России и Белоруссии Михаил Мураховский отметил ряд важных моментов. В частности, он подчеркнул:
– Развитие индустрии производства сельхозтехники в 2021 году шло в рамках положительного сценария. Применительно к CNH Industrial мы видим прирост по тракторам в объеме 40%. Самый значительный подъем связан с ростом растениеводства. В 2,5 раза мы прирастаем по количеству реализованных комбайнов. При этом важно отметить смещение спроса на высокотехнологичные машины, оборудованные системами точного земледелия и так называемые «умные» машины. Аграрии все чаще выбирают системы точной настройки, системы автоматического вождения, дистанционного мониторинга и все, что способствует увеличению производительности и снижению затрат.
В то же время глава CNH Industrial Russia отметил нехватку квалифицированных кадров, способных грамотно использовать возможности и ресурс не только нового оборудования, но и уже имеющегося в хозяйствах. При этом современное оснащение используемой техники играет едва ли не решающую роль в эффективности сельхозработ. Данный тезис Михаил Мураховский проиллюстрировал таким примером:
– Если мы возьмем средний урожай пшеницы за последние два года, скажем, в объеме 80 млн тонн, то потери зерна при уборке могут составлять от незначительных, на первый взгляд, 0,5% до весьма существенных 10%. В денежном эквиваленте в среднем это убытки в размере 1 млрд 200 млн долларов США. Цифра весьма впечатляющая. Размер потерь в немалой степени зависит от совершенства и технического состояния используемых машин. Ни для кого не секрет, что по стране парк сельхозтехники (особенно по комбайнам и тракторам) довольно возрастной, устаревший, нуждающийся в замене. Именно здесь мы видим направление, над которым нужно целенаправленно работать.
Об одном из главных стратегических направлений работы компании – развитии цифровизации – Михаил Мураховский добавил:
– С недавнего времени наша компания приняла стратегию опережающего развития. Как следует из названия, в первую очередь она нацелена на предвосхищение ожидания наших клиентов. Помимо качественных тракторов и комбайнов основные ожидания аграриев связаны с использованием инноваций, способных обеспечить конкурентное преимущество. Основной тренд CNH Industrial на современном этапе – это внедрение технологий точного земледелия и цифровизация процессов. Россия выбрана в пул пилотных регионов, где новейшие решения проходят обкатку на практике. Речь о так называемой цифровой экосистеме опережающих технологий, выстраиваемой вокруг текущих потребностей клиента, чтобы эффективность использования сельхозплощадей стала максимальной. Недавно CNH Industrial закрыла сделку по приобретению компании Raven, одного из мировых лидеров по производству софта и оборудования для точного земледелия, и это подчеркивает нашу приверженность выбранным ориентирам.
Реализация идей технического прогресса применительно к практике ведения аграрного бизнеса заметна по отдельным составляющим, на что и обратил внимание генеральный директор CNH Industrial Russia:
– Достаточно посмотреть на рост цен на удобрения в последнее время, чтобы понять: игнорировать применение новейших технологий себе дороже. Повышение стоимости удобрений сподвигает хозяйства более внимательно относиться к их расходованию. И здесь не обойтись без применения технологий дифференцированного внесения удобрений «умными» опрыскивателями. Анализируя портфель заказов на 2022 год, хочу отметить рост спроса на такую продукцию в три раза. Однако по сравнению с ведущими рынками Северной Америки, Бразилии и некоторых стран Европы разрыв существенный, и нам предстоит колоссальный объем работы на пути внедрения инноваций для точного земледелия.
Часть своего выступления перед коллегами, представителями госструктур и членами бизнес-сообщества Михаил Мураховский посвятил итогам 2021 года и определил стратегию на 2022 год.
– С точки зрения выручки 2021 год очень успешен для нас: по сравнению с 2020 годом она выросла вдвое. Правда, маржинальность бизнеса ниже ожидаемой и, в первую очередь, в силу сложившихся рыночных реалий. В частности, цены на компоненты и материалы – тот же металл – существенно выросли. Тем не менее, мы четко следовали курсу исполнения своих обязательств перед нашими клиентами и не пересматривали ранее достигнутые договоренности. Для нас бизнес – это дорога с двусторонним движением. Ключевой стратегией 2022 года станет укрепление достигнутых позиций, своевременный ответ на все вызовы и дальнейший рост вместе с нашими клиентами!