«КАМАЗ» уже давно начала разрабатывать систему помощи водителям под названием ADAS – предвестник автопилота, опирающийся на работу интегрированных в автомобиль датчиков, сенсоров, камер и устройств ГНСС. Путь к полной автономии, состоит из шести этапов (0-5) и самый последний подразумевает полностью автономную езду машины и принятие ею решений. Компания «КАМАЗ» ставит своей конечной целью разработку именно системы 5-го уровня. Год назад «КАМАЗ» и Trimble начали прямое сотрудничество по разработке беспилотного автомобиля.
ГНСС-оборудование и сервисы спутниковой коррекции Trimble на автомобиле «КАМАЗ» тестировались в Ханты-Мансийском автономном округе, а также на полигоне научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах. Во время тестов на КАМАЗы был установлен приемник Trimble BX992 со встроенной инерциальной системой и способный выдавать данные по положению машины с частотой до 100 Гц, что является одним лучших показателей в отрасли. Также нужно отметить, что данный ГНСС модуль поддерживает запатентованную технологию Trimble Maxwell 7 и технологию Trimble ProPoint.
Технология Trimble Maxwell 7 позволяет значительно уменьшить потребляемую мощность ГНСС чипсета, а также успешно решает проблемы, связанные с многоучёностью распространения сигналов от спутников и позволяет избавиться от ее негативного влияния до вычисления координат процессором ГНСС-модуля. Также данная технология существенно повышает защиту системы от так называемого «спуфинга» (воздействие на систему/прием ложных имитированных ГНСС сигналов) и «джемминга» (забивание полезного сигнала более сильным сигналом, который препятствует приему радиосигнала ГНСС приемником и его последующей обработке). Дополнительно данная технология несет с собой улучшенный алгоритм контроля качества решения и выявления радиочастотных помех, который служит для определения и отбраковки проблемных спутниковых измерений. И, наконец, стоит отметить алгоритм отслеживания спутников на малых углах возвышения.
Технология/алгоритм Trimble ProPoint обеспечивает повышенную точность и ускоренную сходимость решения, особенно в сложных приемах спутниковых сигналов. Компании Trimble это удалось реализовать благодаря использованию различных комбинаций всех ГНСС-сигналов всех созвездий (GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou и QZSS) и диапазонов. Инерциальная система и высокоточные сервисы спутниковой коррекции Trimble RTX наряду с упомянутыми запатентованными технологиями позволяют машине работать с высокой точностью и обеспечивает высокую надежность управления, в том числе в момент потери сигналов от спутников. Таким образом, при помощи инерциальной системы можно продолжать двигаться с высокой точностью в нужном направлении при любых обстоятельствах. Все эти особенности существенно отличают ГНСС-решения Trimble от конкурентов.
«Системой Trimble будут оснащены и автомобили для сельского хозяйства, так как она показала себя крайне эффективно на всех участках, обеспечив заявленный уровень сигнала и точность. Коллеги из Trimble быстро реагируют на наши запросы, предоставляют оборудование и техподдержку, помогают с обучением персонала», - комментирует главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко.
«У «КАМАЗа» есть огромное количество собственных наработок в усовершенствовании своей ADAS. По сути, в данном проекте мы предоставляем им решения, обеспечивающие позиционирование автомобиля на местности с точностью до 2,5 см. Причем еще раз следует подчеркнуть, не при помощи технологии RTK, а более универсального решения - Trimble RTX – сервисов спутниковой коррекции, которые действуют во всем мире, глобально и везде», - комментирует Денис Дудкин, директор сельскохозяйственного направления Trimble в России, Республике Беларусь, Узбекистане и Монголии.
В настоящий момент Trimble предоставляет «КАМАЗу» образцы навигационных систем для тестирования. «КАМАЗ» же производит закупку оборудования Trimble для оснащения самосвалов карьерного типа КАМАЗ-65807, а также магистральных тягачей 54901 и 54907. Оборудование на автомобиль можно установить буквально за пять минут.
Еще один проект, находящийся в разработке двух компаний – автоматизация всего цикла сельскохозяйственных работ, от посева до выгрузки. При этом полностью «уходить от людей» не планируется. Главная цель - обеспечить более автоматизированный и прозрачный процесс уборки и более оптимизированный процесс работы на поле. Испытания оборудования уже проводятся на самосвале КАМАЗ-65119. Усовершенствованная модель будет представлена на выставке «ЮГАГРО» в этом году, а после поедет на испытания в агропредприятия.
Среди других планов на будущее – оснастить еще больше моделей «КАМАЗа» оборудованием Trimble, например, карьерные, легковые/электрические автомобили.