Еще лет двадцать тому назад в любом доме нашей необъятной родины занимались заготовками овощей на зиму. Помню, как моя мама в конце лета закупала сетками баклажаны (которые в семье называли синенькими), нарезала их кружками и сушила в духовке. Всю зиму они стояли потом в стенном шкафу в трехлитровых банках. Так решалась проблема круглогодичного употребления овощей. Других вариантов не было. Первые тепличные огурцы «выбрасывали» на прилавки лишь ранней весной.
Сегодня свежими овощами посреди зимы уже никого не удивишь. «Вечёрка» побывала в одном из крупнейших агрохолдингов региона – в «Выборжце» – и посмотрела, как работают современные технологии. Тем более что с недавнего времени холдинг вошел в систему оценки «Петербургская марка качества».
Шмели работают без выходных
Вы когда-нибудь видели баклажанные деревья? Мы – нет. Корреспонденты «Вечёрки» надевают халаты, специальные толстенные бахилы и направляются в комплекс теплиц. При входе в каждое отделение – специальный коврик, пропитанный дезраствором. Им опрыскивают и наши руки: в теплицу не должны проникать вредные для растений микроорганизмы.
Входим – и попадаем в настоящие баклажанные джунгли. Бесконечные, словно уходящие за горизонт ряды высоченных, куда выше человеческого роста, растений, на которых красуются темно-фиолетовые, почти черные плоды.
В теплице сейчас проходит эксперимент. Обычно баклажаны к зимнему периоду выращивать заканчивают. Здесь же, наоборот, они идут себе в полный рост, который им обеспечивает постоянный полив специально подготовленной водой, содержащей все необходимые питательные элементы. Растут они под сотнями ламп, таких ярких, что смотреть на них больно, как на настоящее солнце. Посажены баклажаны в июле, урожай снимают с сентября и еще будут снимать и снимать – и в самые лютые февральские морозы тоже, и позднее.
Нигде в северных странах, да и в Голландии тоже, в это время не будет своих баклажанов, – что называется, только-только сорванных с дерева. А у нас будут. Но, как пояснила управляющая тепличным комплексом заслуженный работник сельского хозяйства РФ Галина Гуляева, верхушки деревьев придется прищипывать. Шпалеры – четырехметровые. И если стебель огурца еще можно загнуть, то дерево не загнешь.
– Заступаешь на смену, проходишь по теплице и видишь, как растения себя чувствуют. Если все хорошо – улыбаются. Они для нас живые, как дети. А вот листья сникли – значит что-то не так. Оборудование позволяет установить, каких питательных веществ не хватает конкретным растениям, – говорит Галина Гуляева.
Идем по «джунглям». И слышим характерный звук из серии «полет шмеля». Оказалось, это настоящие шмели летают. Здесь их множество, живут в специальных домиках. Их задача – опылять баклажанные цветки и заодно поедать вредителей растений, если таковые появятся. Так что здешние шмели работают без выходных.
Все огурцы вышли из «детсада»
Первый этап жизни всех растений – «детский сад». Есть в агрохолдинге специальные теплицы, где происходит высев семян и их подрост. Подрост происходит в среднем в течение двух недель, но у каждого вида и сорта растения он свой.
Идем в «огуречный детсад». Семена высеваются в специальные кубики, в которых находится не привычная нам земля, а особый грунт из вулканических горных пород. В дальнейшем этот грунт будет насыщаться питательным раствором (он содержит специальным образом очищенную воду из Невы и так называемый маточный раствор, содержащий все необходимое для роста растений). Хлорированную воду из-под крана здесь не используют в принципе.
Кубики выкладываются на огромные столешницы, находящиеся под искусственным солнцем. Как только растения подрастут и окрепнут, их переведут во «взрослую» теплицу, где они и будут плодоносить. Как раз при нас агрономы проверяли, как растут в «детском саду» будущие короткоплодные огурцы, которым предстоит начать плодоносить как раз перед Новым годом.
Следующая наша остановка – теплица, в которой уже собирают урожай. Снова перед нами «джунгли» (в которых примерно плюс 25 и влажность 75 процентов), но уже огуречные. Смотрятся дивно.
– С этой теплицы мы снимаем ежедневно по 10 – 13 тонн огурцов, – рассказывает Гуляева. – Работают у нас посменно, сбор идет и по выходным дням.
Еще раз говорим: никакой «химией» растения не опрыскиваются. Так что можно спокойно есть с куста. Что мы и сделали, попробовав по огурчику сорта «святогор». Вкуснота, которую жалко в салаты нарезать. Мы бы так целиком и поставили их на новогодний стол.
Досье
Система добровольной сертификации товаров, работ и услуг «Петербургская марка качества» образована с целью обеспечения рынка Санкт-Петербурга качественными и конкурентоспособными товарами, работами и услугами. Система добровольной сертификации предусматривает подтверждение соответствия стандартам жизненно необходимых и наиболее интересных для потребителей показателей.
Фото Сергея НИКОЛАЕВА
источник Вечерний Санкт-Петербург