Несмотря на то, что производство мяса индейки в мире в последнее десятилетие остается относительно стабильным, в отрасли на международном уровне происходят очевидные структурные изменения.
Анализ данных 2016–2020 годов показал, что большинство традиционных стран-производителей индюшатины снижают объемы выпуска этой продукции. Во многом это объясняется насыщением внутреннего спроса, растущей конкуренцией со стороны бройлерного сектора, ограничениями экспорта на мусульманские рынки из-за ужесточения требований «халяль» и определенным сокращением поголовья из-за периодических вспышек гриппа птиц.
Из топ-10 стран производителей индейки только четыре страны: Польша, Россия, Испания и Венгрия – показали прирост производства.
США, Германия, Великобритания и Франция, откуда пошло промышленное индейководство, отмечают постепенное снижение производства индейки из-за снижения спроса и ограничений экспортных рынков. Спрос на индюшатину в Европе сокращается из-за достижения достаточно высоких уровней потребления на душу населения, которое составляет от 4 до 5 кг в год, а также перехода значительной части покупателей на мясо бройлеров.
В США - крупнейшем рынке мяса индейки мире, на который приходится более половины всего объема - потребление индюшатины стагнирует из-за сезонности продаж, значительная часть которых приходится на период Дня Благодарения и Рождества. В этой связи местные производители пытаются найти выход в продвижении продаж продуктов глубокой переработки – ветчин, хот-догов, бурегеров и готовых блюд.
«Подкосили» потребление в Европе и Северной Америке и карантинные меры, связанные с пандемией КОВИД-19. Из-за закрытия значительного количества заведений фуд сервиса и корпоративного питания поставки индейки в эти сектора резко снизились, а розничные продажи не смогли скомпенсировать это падение.
Из-за пандемии и связанных с ней логистических и карантинных ограничений стагнировали и экспортные рынки, которые обеспечивали историческим поставщикам индюшатины хоть и небольшой, но постоянный рынок для продаж излишков в страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые индейку не производят.
По прогнозам Европейской ассоциации переработчиков и трейдеров мяса птицы (AVEC), на протяжении всего 2021 года большинство стран Европы продолжат сокращать производство индейки. Департамент сельского хозяйства США также не ожидает подъема этого сектора, несмотря на медленное восстановление экономики и фуд сервиса. Не радужные перспективы и в Бразилии: местная Ассоциация производителей белковой продукции ABPA ссылается на значительное удорожание кормов и других составляющих себестоимости.
В противовес традиционным лидерам, страны-новички отрасли показали в последнюю пятилетку и даже в 2020 году положительные, а некоторые из них - и рекордные результаты. Польское индейководство выросло за пять лет на 127 процентов - со 179 тыс. тонн до 408 тыс. тонн - благодаря значительным инвестициям в отрасль и более низкой себестоимости производства индюшатины по сравнению с другими странами ЕС и Великобританией, куда уходят основные объемы выпуска польской продукции. По этой же причине вырос выпуск продукции индейководства и в Венгрии – почти на 25%. Рост отрасли в Испании за последнее пятилетие превысил 20%, однако в последние два года значительно замедлился, а в 2020 году и вовсе ушел в отрицательную зону.
Россия за последнее пятилетие стала второй в списке наиболее активно развивающихся национальных индейководческих отраслей, увеличив производство почти наполовину (45,56%). Несмотря на финансовые сложности отдельных компаний и несколько вспышек гриппа птиц в 2018–2020 гг., отрасль сумела перегруппироваться и сохранить позитивную динамику. В частности, только в 2020 году прирост составил 54 тысячи тонн (20%) и даже позволил скомпенсировать снижение производства бройлеров в общем балансе российского мяса птицы.
В 2020 году Россия стала безусловным мировым лидером в темпах роста выпуска продукции из индейки, достигнув 19,41%, в разы опередив аналогичный показатель Великобритании (4,80%) , Венгрии (4,62%), Италии (3,99%) и Германии (1,13%). При этом остальные страны из топ-10 в производстве индюшатины вообще «ушли в минус».
В текущем года российские индейководы рассчитывают увеличить объем выпуска индюшатины еще более, чем на 20% (70 тыс. тонн) и достичь рубежа в 400 тысяч тонн, что может поднять Россию на третью строчку рейтинга ведущих мировых производителей и вплотную «подвести» ее ко второй позиции в рейтинге. Однако это станет возможным только при условии отсутствия вспышек грипп птиц и сохранения темпов инвестиций в отрасль.
Потенциал роста отрасли объясняется значительной ненасыщенностью отечественного рынка мясом индейки. В большинстве стран, где индюшатина является традиционной составляющей «мясной корзины» ее доля достигает 10%, что для России могло бы означать более одного миллиона тонн. В то же время даже рекордный предполагаемый объем производства индейки в 2021 году в два с половиной раза ниже этих показателей.
Потребление индейки на душу населения в России к концу текущего года может достичь 2,7 килограмма, в то время как в европейских странах оно составляет, в среднем, 4–5 килограммов, в США – 7,8 кг, а в Израиле – более 10.
Развитие сектора имеет значительный потенциал в фуд-сервисе (включая коммерческое и институциональное питание) и в реализации в розницу готовых мясоколбасных изделий - прежде всего, ветчин - и деликатесов. Именно на них приходятся основные объемы реализации на «зрелых» для индюшатины рынках Европы и Северной Америки.
Напомним, что для развития отрасли российские индейководы в мае этого года объединились в Национальную ассоциацию производителей индейки (НАПИ) и в рамках Russia Meat Summit анонсировали программу действий по продвижению своей продукции на отечественном и внешнем рынках.
Консолидация усилий отрасли призвана обеспечить ей дальнейший рост и способствовать выходу России в ближайшие два-три года на второе место по производству индейки в мире, опередив Польшу, Германию, Францию и других исторических лидеров мирового индейководства.