Москва, 28 декабря
Они были разными. Трактор Fordson, модель F, с двигателем 20 л. с. был ориентирован на легкие почвы ровных американских полей, а мощный 30-сильный Fiat 702 — лучше адаптирован для работы в сложных условиях, с которыми приходилось иметь дело европейским фермерам. Оба трактора пришлись как нельзя кстати по обе стороны океана — в сельском хозяйстве требовалось срочно компенсировать нехватку рабочей силы после Первой мировой войны. И хотя термин «промышленный дизайн» в то время еще даже не существовал, это не помешало обоим производителям создать одновременно функциональные и красивые тракторы.
Следующей важной вехой в развитии дизайна тракторов Ford и FIAT стали 70–80-е годы XX века, когда на смену плавным линиям капотов и кабин послевоенных моделей пришли рубленые поверхности и формы. Впрочем, такие же тенденции наблюдались в то время и в мировом автомобилестроении. Однако ключевым отличием тракторов этого периода стала такая концепция разработки, в которой эстетика и функциональность комплексно объединялись с эргономикой и безопасностью. У Ford примером таких машин стали вышедшие на рынок в 1982 году тракторы серии 10 c кабиной Super Q, которые заняли лидирующие позиции в отрасли в своем классе по комфорту и безопасности. В 1984 году у фирмы FIAT появились тракторы серии 90 с кабиной, разработанной совместно с известным итальянским промышленным дизайн-бюро Pininfarina. Благодаря своим техническим характеристикам и удобству серия 90 быстро вышла в ряд бестселлеров. А по дизайну она и вовсе до сих пор выделяется весьма интересным стилем.
После приобретения сельхозмашиностроительным подразделением группы FIAT в 1991 году аналогичного по направлению деятельности подразделения концерна Ford был образован единый бренд New Holland. Разумеется, первая новая модель трактора New Holland, по-настоящему и полностью объединившая наследие двух школ разработки и дизайна Ford New Holland и FIAT Agri, появилась не сразу. Однако с запуском в производство в 1997 году линейки тракторов TM начало было положено. Они отличались
плавностью и стремительностью. Это если в двух словах. А серийные модели конкурентов все еще прибывали в 80-х c рублеными формами.
В 2004 году серийные тракторы New Holland снова получили обновленный революционный дизайн не только экстерьера, но уже и интерьера. Были созданы новый капот с многокомпонентным интегрированным рабочим и ходовым освещением, новая просторная кабина с рекордной площадью остекления и отличной эргономикой рабочего места. Неудивительно, что сначала, в 2004 году, приз Best Design в конкурсе Tractor of the Year достался New Holland TS-A 135, а после появления в производственной программе тракторов New Holland T7060, T6080 и T7070 — уже этим моделям. Причем они были призерами в 2008, 2009 и 2010 годах. Однако в этот список еще необходимо включить New Holland T7.210, который с модернизированной кабиной в 2011 году опять победил в этом конкурсе.
С линейки T7 началось очередное обновление дизайна тракторов New Holland в 2015 году: одновременно элегантный и агрессивный стиль сочетал в себе пропорциональные формы и отличную функциональность. В капоте нового двигателя разместились фирменные фонари «кошачий глаз» New Holland и светодиодная подсветка. Светодиодными стали и рабочие фары на крыше кабины. Претерпел изменения и сам капот. Для улучшения защиты от попадания грязи и мусора в моторный отсек были увеличены синие боковые панели, а новые боковые вентиляционные отверстия не только дополнили стиль, но и улучшили охлаждение двигателя. Был упрощен и доступ для обслуживания фильтров и блока охлаждения.
Однако в процессе разработки концепта метанового трактора, впервые представленного в 2017 году, команда дизайнеров New Holland решила пойти еще дальше. Дизайнеры не просто вписали внешний экстерьер в конструктив модели, а полностью переосмыслили стиль трактора, вдохновившись автомобильным дизайном и создав полностью комплексный облик кузова.
И это им, вне всяких сомнений, удалось! Получивший престижную награду в области промышленного дизайна Good Design 2018 концепт стал прекрасной иллюстрацией полностью интегрированного подхода к дизайну: капот, передние и задние крылья, а также топливный бак придали трактору плавный и стильный вид. Облик дополнили увеличенная на 20 % по сравнению со стандартным трактором площадь остекления, панорамная крыша и удобная рабочая среда, где все под рукой и ничего не мешает. Все основные элементы управления были размещены в подлокотнике, дополнительные параметры работы можно было контролировать с помощью интерактивного дисплея на потолке, а основные — на блоке дисплея, закрепленном на руле.
Разумеется, далеко не все инновационные элементы дизайна и конструкции разработанного концепта трактора представляется возможным использовать
в промышленном производстве сразу. Однако в New Holland уверены, что именно подобные разработки позволяют заглянуть дальше за горизонт, в область новых технологий, подготовиться и отработать их. А кроме того, отдельные элементы вполне реализуемы уже сегодня. Часть их используется в созданном на базе New Holland Т6 метановом тракторе, который будет запущен в серийное производство в ноябре 2021 года. Остальные пока находятся в ожидании своего часа, когда их функционал можно будет реализовать стильно и в полной мере.