«Сегодня компаниям нужны новые решения для текущих проблем бизнеса, — говорит президент Выставочной компании «Асти Групп» Наринэ Багманян, — и пандемия только усилила важность этой задачи. Традиционные подходы не выдерживают проверку на эффективность в условиях меняющегося рынка. Однако мы рассматриваем эту турбулентность в качестве благоприятного фактора. В таких условиях предприятиям будет проще принимать сильные решения и закладывать основу для развития бизнеса на ближайшие годы. Все что нужно компаниям сейчас — владеть актуальными данными и получать информацию из первоисточников. Именно такую возможность предоставляют сегодня такие мероприятия, как наш прошедший Саммит».
Участники обсудили острые вопросы, касающиеся эпидемиологических рисков, трендов в области безопасности и качества продукции, органического животноводства, емкостей внутреннего рынка и перспектив экспортных каналов, а также вопросов цифровизации, маркетинга и упаковки, трендов продуктовой логистики — эти темы сегодня вышли на новый уровень актуальности для отрасли АПК и требуют особого внимания.
Тренды в потреблении мяса и мясной продукции: фокус сдвинулся на упакованную производителем продукцию, причем не только фикс-веса, но и с плавающим весом тоже. Потребители предпочитают готовить дома (тренд Homing) и «жизнь без сложностей». 56-66% россиян обращают внимание на экологичность производства и эксплуатации товаров. 70% российских потребителей готовы платить за экологическую чистоту до 10% сверх обычной цены продукта. Внимание участников обращено на отраслевой дефицит сырья: специализированное мясное скотоводство производит 28% из 1,6 млн тонн говядины, на 1 мясную корову приходится 6 молочных. Данные показатели говорят об отсутствии условий для производства качественной говядины.
Внешняя торговля, перспективные направления экспорта. Прогноз: аграрное производство будет расти ~ 15% за 10 лет за счет увеличения урожайности, размера стад, эффективности кормления животных, новых технологий. Мировая торговля останется важным фактором обеспечения продовольственной безопасности как в странах-импортерах, так и в странах экспортерах. В то же время растет число факторов неопределенности на мировых рынках. Спрос на сою и кукурузу будет эффективно расти, спрос на культуры для биотоплива покажет меньшие темпы прироста, чем до 2015г. Перспективный канал экспорта ЕАЭС — рынок «Халяль» (свыше 2 млрд потребителей), главные аспекты спроса: экологичность продукта, вкусовые качества.
Тенденции в спросе: фуд-дизайн (традиционные продукты с особыми свойствами, персонализированное питание, новые формы выпуска продуктов); переход к новым источникам белка (аквакультура водорослей, насекомые, биотехнологическое мясо); социальные требования к продукции (устойчивые технологии, отношение к животным, местная продукция).
Маркетинг в мясной отрасли — рост значимости онлайн-инструментов продаж, спрос на мелкие заказы с меньшим сроком исполнения, важность внедрения IT-решений для контроля за бизнесом. Залог успеха — не во внешних факторах (новые регионы и каналы продаж), а в грамотном управлении внутренними ресурсами.
Новые виды упаковки. Поиск более экологичных материалов и форматов упаковки для продуктов их мяса, птицы и рыбы — насущная необходимость для производителей. Упаковка в газовую среду позволяет сократить высоту лотка и уменьшить количество пластика. Лотки из растительного волокна — биоразлагаемая упаковка, пригодная для переработки.
Влияние цифровизации на отрасль. Цифровые сервисы для АПК меняют бизнес-процессы на предприятии за счет IT-сервисов нового поколения: мониторинг КРС с помощью ушных бирок и технологии LoRaWAN, интеллектуальные системы гигиены на производстве, IoT решения для сельского хозяйства.
В работе Саммита приняли участие 807 специалистов отрасли. В ходе заседаний они обсудили реальное состояние отрасли, ее новые проблемы и возможности, получили среднесрочный прогноз мировых агропродовольственных рынков, а также шорт-лист тенденций в области спроса, который с начала года претерпел целый ряд изменений.
Ближайший Саммит состоится в рамках международной выставки передовых технологий и решений для агропромышленного комплекса Meat and Poultry Industry Russia / VIV 2021. Она пройдет с 25 по 27 мая 2021 года в МВЦ «Крокус Экспо».
###
Выставка «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / Meat & Poultry Russia» проводится в России с 2001 года и стала сразу же одной из важных отраслевых площадок для демонстрации инновационных и передовых разработок для производства безопасной и качественной продукции: от оборудования и технологий для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, кормопроизводства и переработки сырья до продвижения товаров на внешние и внутренние рынки. С 2004 года проводиться в партнерстве с VIV worldwide.
Саммит «Аграрная политика России» проводится с 2015 года. Цели и задачи данного мероприятия состоят в укреплении межрегиональных связей и создании единой интерактивной площадки для обмена опытом представителей агробизнеса, выработке мер по развитию внутреннего рынка для сельхозпроизводителей и создания условий для расширения их экспортного потенциала и возможностей.