Ферма «РИАТ» – прорыв в тепличном бизнесе
– Сергей, расскажите, пожалуйста, как давно компания Signify работает на аграрном рынке?
– На глобальном аграрном рынке мы с 2007 года. В России эта отрасль стала активно развиваться немного позже, примерно в 2013–2014 годах, когда появилась потребность в местном круглого-дичном производстве овощей.
Тогда начинался экстенсивный этап роста бизнеса: строились новые комплексы, расширялись площади, и им требовалось качественное освещение, поэтому голландские решения стали вос-требованы. Сегодня интерес не спадает, потому что бизнес переходит в интенсивную стадию раз-вития и ищет инструменты для повышения эффективности по всем направлениям в уже суще-ствующих теплицах, в том числе по снижению энергозатрат, которые существенно влияют на себе-стоимость тепличной продукции.
LED-освещение позволяет снизить энергопотребление в среднем почти в 2 раза по сравнению с теми же натриевыми лампами высокого давления, значительно повысить урожайность. Также с его помощью можно тонко настраивать свет в соответствии с потребностями каждого вида расте-ний. Сейчас это направление набирает популярность даже среди населения: часто вижу красно-синее светодиодное освещение в окнах. Люди выращивают овощи и цветы на подоконниках.
– Не так давно Signify совместно с агрохолдингом «РИАТ» реализовала в Ивановской области инновационный проект светодиодного освещения первой в мире вертикальной фермы по вы-ращиванию томатов и огурцов. Как он повлиял на развитие городской (вертикальной) фермы «РИАТ» и отечественного агробизнеса в целом?
– Этот проект – настоящий прорыв, и очень здорово, что случился он не в Японии или Европе, а в России, в Ивановской области. Обычно на вертикальной ферме выращивают низкорослые виды растений, такие как салат, пряно-вкусовые травы и горшечные виды цветочных культур по много-стеллажной схеме размещения. «РИАТ» один из первых начал выращивать томаты и огурцы по традиционной технологии, применяемой в профессиональных теплицах. Высота растений до шпалеры составляет 3,5 м, используется технология приспускания стебля – к концу периода веге-тации, а это 38–40 недель, длина стебля достигает 22 метров.
Теперь необязательно инвестировать крупные суммы в строительство привычных стеклянных теп-лиц. У владельцев «РИАТ» в распоряжении были бетонные помещения с высокими потолками без окон, и они решили использовать их для растениеводства. Безусловно, тут важен источник осве-щения – на закрытой ферме от его качества напрямую зависит урожайность, а следовательно, и эффективность бизнеса в целом. При выборе поставщика освещения «РИАТ» проводил испытания светодиодных модулей от разных производителей, в том числе компаний из Китая, Кореи и Гер-
мании. Выбор остановили на светодиодных модулях Philips [прим. – под этим брендом реализу-ется продукция Signify], при использовании которых удалось достичь максимальной стабильности, а эффективность использования света составила 18 г/моль.
По результатам 2019 года урожайность производства при 100% искусственном освещении вышла на уровень тепличных комплексов, где оно используется лишь в качестве дополнительного к есте-ственному свету.
Это открывает ряд возможностей для развития отечественного агробизнеса. Например, можно расположить предприятие в черте города. «РИАТ» доставляет продукты в магазины собственной сети в Иваново в течение часа после сбора. В случае с традиционными тепличными комплексами это не всегда возможно, потому что они чаще всего находятся в нескольких часах езды от пункта сбыта.
Крайне важно дать растениям нужный свет
– В чем особенность LED-освещения для теплиц?
– Специализированное освещение для выращивания растений в закрытом грунте направлено на повышение урожайности, улучшение вкусовых качеств продукции и снижение издержек. Суще-ствует ряд практических доказательств его эффективности. Например, вертикальная ферма «РИ-АТ» достигла показателей урожайности на уровне лидирующих крупных ТК. При этом на ферме нет доступа естественного света, как в привычных теплицах, и для выращивания используется только ассимиляционное освещение.
– Что скрывается за фразой «комплексный подход» к работе с клиентом?
– Особенность компании Signify заключается в том, что наша команда совместно с компаниями-партнерами не просто поставляет оборудование и осуществляет его монтаж, а предоставляет комплексные решения по поддержке фермеров. На основании пожеланий клиента инженерная команда производит светотехнический расчет; агроном дает точные технологические рекоменда-ции по спектру, продолжительности периода освещения и предлагает еженедельный план полу-чения продукции; менеджер по работе с клиентами составляет полное агроэкономическое обос-нование целесообразности вложений и сроков окупаемости проекта. Данный анализ настолько исчерпывающий, что служит основой подтверждения бизнес-проекта при рассмотрении заявки на получение кредита во многих европейских банках.
– Какие задачи позволяет решить система светодиодного освещения при выращивании овощ-ных культур в закрытом пространстве?
– Приблизить условия выращивания к естественным и максимизировать урожайность с квадрат-ного метра.
В закрытом помещении у растений нет иных источников света, кроме искусственных. По этой при-чине важно дать растениям нужный свет. Это значит – свет правильного спектра, правильной плотности светового потока, правильного распределения внутри растения и правильной продол-жительности или периода действия. На ферме «РИАТ» растения освещаются в диапазоне фото-синтетической активной радиации (ФАР). Это означает, что для фотосинтеза используется такое же качество и количество света, как в погожий солнечный июньский день в естественных условиях.
Спектральный состав подобран таким образом, чтобы максимально повысить эффективность про-цесса фотосинтеза, а следовательно, и урожайность. В светодиодных модулях Philips комбиниру-ется красный и синий с добавлением белого и некоторых других частей спектра. Красный стиму-
лирует рост клеток и тканей растений, синий – процессы дифференциации клеток при развитии (закладка кистей, образование побегов, цветение, корнеобразование). Свет синей и белой части спектра позволяет использовать для опыления растений шмелей, как в обычных теплицах – они «видят» свет в этом диапазоне.
Агрономы могут использовать уже готовые спектральные составы для разных гибридов, которые подобрали и опробовали на практике наши эксперты, или экспериментировать со светом само-стоятельно с помощью системы Philips GrowWise.
– Насколько экономически выгодно применение LED-освещения на городских фермах?
– Качественные светодиодные решения от европейского производителя достаточно дорогие, од-нако при использовании последних поколений оборудования инвестиции окупаются в течение 3–5 лет. К тому же, энергоэффективность LED-освещения существенно выше, чем у натриевых ламп.
Условный микромоль света при использовании светодиодных ламп подешевел почти в 2 раза за последние 10 лет. Стоит отметить, что в зависимости от географии, на искусственное освещение приходится до 90% всего энергопотребления теплицы.
Эксплуатационные затраты на замену ламп и светильников тоже снижаются, потому что срок службы LED-модулей нашего производства достигает 50 000 часов и более, что в несколько раз больше срока службы натриевых ламп высокого давления.
Наш проект показал, что выйти на уровень урожайности передовых тепличных комплексов воз-можно спустя 2–3 года использования светодиодного освещения на городской ферме. Первую прибыль компания начала получать со второго года работы. На текущий момент еженедельно «РИАТ» собирает от 2,7 кг до 3,2 кг огурцов с м2, томатов – 1,7 кг/м2. Товарность продукции – по-казатель, отражающий отношение количества качественных плодов к их общему количеству – со-ставляет 99%.
Создаем имидж инновационного производителя
– Как вы оцениваете перспективы развития городских ферм в России в ближайшие годы?
– У городских ферм есть несомненные преимущества. Формат позволяет расположить комплекс в непосредственной близости от точки сбыта – магазина или даже ресторана – и продавать наисве-жайший продукт «с грядки» с более высокой наценкой. Эксперты и потребители отмечают, что вкус и аромат тепличных овощей, выращенных под LED-лампами, не уступает продуктам с откры-того грунта, поэтому спрос может быть высоким. По последним данным, в России на данный мо-мент осуществляется производство зеленых культур в трех крупных вертикальных фермах, распо-ложенных в Москве, Хабаровске и Брянской области. Также существует довольно много мелких производств для снабжения ресторанов и специальных отделов некоторых супермаркетов свежей салатной продукцией.
Delicious Cook, Япония
В Японии у нас есть клиенты Delicious Cook. Они занимаются производством сандвичей, салатов, супов и онигири. Ингредиенты производят сами. Переместив производство в закрытое помеще-ние, им удалось улучшить качество товара и снизить издержки. Продукция попадает на стол го-раздо более свежей, чем при стандартном тепличном производстве. Помимо этого, удалось со-здать имидж инновационного производителя, который заботится об окружающей среде и здоро-вье своих клиентов.
Вела интервью Цуркан Виктория