Олег Пасишниченко и Светлана Березовская к получению первого заветного «зеленого листка» шли четыре непростых года, доказывая и себе, и другим, что узкая тропинка органического земледелия, по которой в России идут пока единицы, может и должна стать проторенной дорогой для многих хозяйств.
Трудностей переходного периода у предприятия было немало. Даже в последний момент, когда в очередной раз представитель международной сертификационной компании «ABSERT» побывал в хозяйстве, проехал все поля, посмотрел, как ведут предпосевную обработку почвы, поинтересовался предшественниками культуры, проверил, как велись документы за первые четыре года, осмотрел завод, где будет перерабатываться экологически чистый рис, и заявил, что все отлично, возникло очередное «но». С этого года, по словам эксперта, появились новые требования. Если раньше сельхозтоваропроизводителям разрешалось выращивать у себя в хозяйстве параллельно и органическую, и неорганическую продукцию, то теперь подобное совмещение оказалось невозможно. Кроме того, должны быть определены границы полей, возделываемых по международной биотехнологии, причем принадлежать одному хозяину. Несколько дней, пока шла проверка, оказались для руководителей «Науки плюс» очень горячими, но они успели выполнить и эти новые требования.
И вот, наконец, долгожданный документ, позволяющий с полным правом заявлять, что продукция отвечает всем требованиям международной сертификации, получен. И это, как казалось, открывает новые горизонты работы. Но в России органическая продукция не слишком рекламируется и продается она очень непросто.
Традиционное земледелие — оборотная сторона органического хозяйствования. Это как север и юг, это родные полюсы сельскохозяйственного уклада. Поменять в своем хозяйстве одно на другое было очень непросто! Весь сложный процесс перестройки сельхозпроизводства мы проходим семимильными шагами. Первое, что пришлось изменить - сложившееся годами и опытом профессиональное мышление. Ведь мы две трети жизни потратили на то, чтобы войти в профессию, впитать стандартный образ земледельца-агронома, который сегодня знает, что нужно делать завтра, послезавтра... И вдруг поступает вводная: делать все по-другому. Это как потерять память и начать жить заново.
Следующий шаг - подготовить себя вкладывать деньги, труд, а может и годы жизни под мероприятия, которые одни считают бесперспективными, другие бредовыми, третьи просто смешными, а некоторые говорят: «Зачем? Ведь и так все неплохо!».
Первые годы перехода на экотехнологии самые тяжелые. Образцовые, красивейшие поля с рекордными урожаями, долгое время подтверждавшие твой статус профессионала, в один сезон превращаются в слабые и на вид неухоженные. Ведь на посевах не используются не только ядохимикаты, но и минеральные удобрения. А без удобрений урожайность снижается почти вдвое.
Никогда не думали, что, оправдывая свое бессилие в питании растений, придется общаться с землей, как с живым существом: «Вот смотри, это мой вклад, я тебе помогаю оживать, а может, возвращаю свой долг. Ты дала нам жизнь, массу возможностей, которыми мы воспользовались и используем в будущем. Мы тоже пытаемся тебе помочь. Возможно, это крохи, малая помощь, но это только начало. Это как вода промывает протоку: сначала несколько капель, дальше-ручей, затем река с бескрайними берегами, дающая жизнь, наполняющая луга...».
Мы нередко бываем за границей, видим, какие требования там предъявляют к качеству пищи, особенно для детей, какое здоровое поколение там растет, и хотим, чтобы то же самое было и в России. И тот интерес, который в последнее время стали и у нас проявлять к экологически чистой продукции, вдохновляет, греет душу — значит, не зря столько сил, средств и времени мы положили на перестройку системы своей работы...
С переходом на экопродукцию в хозяйстве пришлось полностью пересмотреть подходы к сельхозпроизводству и учитывать буквально каждую мелочь. Например, теперь сеялки, перед тем как перегнать их на чистые поля, ставят на большую мойку - это уже незыблемое правило. Даже когда иностранный эксперт, при котором к мойке подогнали культиватор, сказал, что агрегат можно и не мыть, Светлана Михайловна решила: «Мыть все! Лучше перестраховаться, ведь столько сил, труда вложено, тем более, что скважина своя, напор хороший. Да и люди пусть привыкают к культуре экопроизводства».
Люди в хозяйстве действительно привыкают и к возросшим требованиям,
и к самой экологически чистой продукции. Даже те, кто раньше рис не жаловал, теперь едят его с удовольствием: за успешно проведенную посевную руководство предприятия выделило органический рис в столовую и подарки рисом на Новый год весь коллектив с удовольствием принимает. Кое-что продавали сторонним покупателям. Но крупных оптовых продаж все не случалось. Когда собирали 200 тонн риса, реализовали как экопродукт только тонн тридцать, остальное пошло как рядовой рис. Нет, в убытке не были, на гербицидах же сэкономили, но хотелось реальной отдачи.
Наша предыдущая деятельность связана с исследованием сопутствующих рису культур. С культурами, улучшающими воднофизические и питательные свойства почв, и несомненное первенство здесь принадлежит сое. Она как нельзя лучше вписывается в любые виды севооборота, позволяет вести гибкий севооборот.
То, что организация производства и благоустройство территории не уступает зарубежным фирмам, отмечают многие, побывавшие на предприятии. Это та философия неравнодушного отношения к жизни, работе, окружающим, которая сформировалась на предприятии за восемь лет работы по европейскому Зеленому листку.
Но, к сожалению, трудностей возникает с каждым годом не меньше.
Хотелось бы поделиться с вами.
За три тяжелых года мы наконец-то отработали технологию выращивания органического риса.
В 2018 году мы получили Патент на изобретение №2654741 «Способ возделывания органического риса». В каждом чеке поставили автоматические регуляторы уровня воды, добились планировки +/- 5 см. Поставили новые трубы для быстрой подачи поливной воды. Углубили все подающие каналы и дренажную сеть. Конечно, это огромные затраты, но зато мы добились того, что используем всего 50% оросительной воды, и количество сбрасываемой воды в разы меньше. Наш 50% севооборот двупольный соя-рис. Соя является хорошим предшественником, оставляя азот, а рис – основная культура у нас на Кубани. Мы неоднократно поднимали вопрос о цене воды на полив риса. Дотации на воду мы получить никак не можем, потому что закон в Краснодарском крае предполагает наличие риса в севообороте 57-62%, что в органическом производстве невозможно. Мы неоднократно поднимали вопрос, чтобы нам хотя бы разрешили производить оплату не за 1 га, как для стандартной технологии, а за фактически используемую воду. Но и здесь никаких прорывов. Урожайность органического риса, конечно, ниже обычного, да и цена низкая, по 60 руб/кг продать не можем. А ведь в России мы единственные, кто производит органический рис.
Духом пока не падаем, не сожалеем о том, что занимаемся выращиванием органических культур. Многие простые люди, которые покупают у нас рис, очень благодарны. Отзывы очень разные, но все хорошие, теплые, это греет душу. Даже присылают фото блюд, которые они готовят. Очень хотелось бы, чтобы хотя бы 2% всего населения попробовали нашу продукцию. Конечно, мы верим, что ее со временем оценят по достоинству, и через пять лет будут
просить не взнос, чтобы поставить органическую продукцию на полки в супермаркете, а саму эту продукцию будут искать для своих покупателей. Мы очень рады, что нашли достойных производителей биопрепаратов и биоудобрений, цены для нас более приемлемы и результаты радуют.
Уверены, чем больше интерес к чистой продукции, тем здоровее общество, в котором мы с вами живем, а вместе с этим достойный образ жизни, лучшие дети и внуки, которые, надеюсь, достигнут более высоких рубежей и нас не забудут, ведь мы с вами первые!!!
С 28 апреля начинаем посев органического риса, пришлем видеоприветствие с трудового фронта.