В субботу, восемнадцатого апреля, состоялась онлайн конференция «Инициатива ФГОС 4.0», организатором мероприятия выступил Институт проблем образовательной политики «Эврика», при поддержке Российской академии образования, Московского городского педуниверситета, Школы антропологии будущего РАНХиГС, Московского государственного психолого-педагогического университета, Института образования ВШЭ.
Конференция была посвящена разработке концепции Федеральных государственных образовательных стандартов цифровой эпохи, индивидуализированного образования.
Авторы инициативы считают, что стандарты 2030 – 2040 годов нужно начинать обдумывать уже сейчас.
Открыл конференцию Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он поблагодарил за проведение столь значимого мероприятия и выразил уверенность в том, что в ходе этой конференции прозвучат предложения, которые Министерство просвещения использует в своей работе. Министр просвещения попросил участников конференции обсудить вопрос дистанционного обучения: какой должна быть система управления, подготовка учителей, а также финансирование в условиях дистанционного обучения.
Модератор мероприятия – научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
Панельные дискуссии и работа проектных групп прошли в рамках четырех содержательных линий: Результаты ФГОС 4.0. , Экономика ФГОС 4.0., Регуляторы содержания образования ФГОС 4.0.
Участие в конференции приняли Юрий Зинченко, президент РАО, Виктор Басюк, заместитель министра просвещения РФ, Александр Асмолов, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Игорь Реморенко, ректор МГПУ, член Совета по образованию и науке при президенте РФ, Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке, Артем Соловейчик, лидер движения «Школа – наше дело», Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Аркадий Марголис, ректор МГППУ, Алена Аршинова, депутат Государственной думы Российской Федерации, Наталия Типенко, директор Центра универсальных программ, Ирина Абанкина, профессор Института образования ВШЭ, Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, Алексей Семенов, академик РАН и РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики ФИЦ ИУ РАН.
Депутат Госдумы РФ и координатор партпроекта «Единой России» «Новая школа» Алена Аршинова отметила, что в России нет стратегии развития образования и фактически ФГОСу не во что встраиваться. По ее мнению, ФГОС как раз и является неким аналогом стратегии развития образования в стране. Аршинова зафиксировала очень важные темы, в том числе, что текущий ФГОС и наше образование оторвано от реальных потребностей детей и их родителей, и выразила опасения, что система образования может оказаться параллельна потребностям учеников и их родителей.
«Дети закрывают свои запросы на других платформах – в первую очередь, в социальных сетях. Учителя тоже начали пользоваться соцсетями, и это правильно. Иначе мир образования останется параллельным, с не пересекающимися прямыми», уверена депутат.»
Замминистра просвещения Виктор Басюк отметил, что сейчас происходит трансформация функции учителя. На первый план выходит роль учителя как посредника. «На ребенка обрушивается поток информации, с которым он сталкивается в обыденной жизни, а функция учителя владеть разными формами взаимодействия и помочь разобраться ученику в восприятии мира со всем этим потоком».
«Когда мы с коллегами обсуждали формулировку ФГОС 4.0 никто из нас не предполагал, что произойдет коренное изменение мира, – сказал Асмолов. – Мы будем обсуждать ФГОС 4.0 как норму инноваций. Если раньше все, кто предлагал инновации относились к категории людей, которых относили по Довлатову к людям «эпохи возражения», то сегодня это люди эпохи возрождения».
Александр Асмолов, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека отметил «Когда мы с коллегами обсуждали формулировку ФГОС 4.0 никто из нас не предполагал, что произойдет коренное изменение мира. Мы будем обсуждать ФГОС 4.0 как норму инноваций. Если раньше все, кто предлагал инновации относились к категории людей, которых относили по Довлатову к людям «эпохи возражения», то сегодня это люди эпохи возрождения».
В заключении конференции научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил «Основная идея: ФГОС 4.0 – это прежде всего стандарт условий, а не набор контрольно-проверочных задач. На первом месте – условия, которые должно обеспечить государство для достижения современных результатов образования»
Всего к конференции присоединились более 700 участников, из 77 регионов РФ и 10 стран зарубежья.