Правительство РФ 17 октября внесло поправки в постановление №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», которое регламентирует порядок производства промпродукции. В частности, утверждена балльная система при локализации выпуска сельскохозяйственных тракторов. Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года, следует из сообщения на сайте Правительства РФ.
В постановлении детально прописаны все узлы и агрегаты, при производстве которых начисляются определенные баллы. Так, например, производитель может набрать 18 баллов за производство определенных деталей кабины, 28 баллов — за сборку всех узлов двигателя, 13 баллов за передний мост, 16-22 баллов — за задний мост. Больше всего (35-51 баллов) можно «заработать», если локализовать производство коробки передач, 22 балла — за электронные системы, 19 баллов — за гидравлическую систему, 12-22 баллов за ходовую часть (включая колеса или гусеницы), 10 баллов за локализацию несущей рамы, 6 баллов — за систему охлаждения двигателя и столько же за топливные и гидравлические баки. Далее — 4 балла за локализацию системы подачи воздуха в двигатель, 6 баллов — за систему отопления и кондиционирования, 3 балла за тягово-сцепное устройство, 6 баллов за карданные передачи, столько же за рулевое управление, 8 баллов — за раздаточную коробку, столько же за элементы экстерьера и 1 балл — за производство балластных грузов. Всего же можно набрать 257 баллов.
Перечисленный объем баллов в совокупности формирует 100% локализации. Также баллы можно добрать с учетом инвестиций в НИОКР — исходя из 2 баллов за каждые 0,1% от объема выручки, которые направлены на эти цели (но не более 20% от максимально возможного количества баллов). Далее набор определенного процента баллов увязывается с определенными программами господдержки. Например, для участия в программе повышения конкурентоспособности (льготное экспортное финансирование, постановление №191 — ред.) производителю необходимо набрать 25% баллов с 1 января 2020 года, 30% с 2022 года и 35% с 2024 года. Для получения господдержки на транспортировку продукции компании нужно набрать 30% с 1 января 2020 года, 35% с 2022 и 40% с 2024 года, а для участия техники в госзакупках — 45% с 2020 года, 55% с 2021, 65% с 2022, 70% с 2023, 75% с 2024 и 80% с 2025 года.
По данным ассоциации Росспецмаш, отстаивающей интересы российских машиностроителей, новые правила будут способствовать развитию в РФ компонентной базы. Для отечественных производителей новая схема подсчета уровня локализации не принципиальна, главное, чтобы она коррелировала с уровнем господдержки.
«В новых поправках к Постановлению правительства о локализации детально прописаны все технические термины, что исключает разночтение, это правильный и технически грамотный документ», — говорит директор по маркетингу Ростсельмаш Максим Нахабо. По его словам, нововведения подталкивают производителей, рассчитывающих на долгосрочную работу, к освоению полного цикла производства, включая, например, выпуск одного из самых сложных для российских компаний компонентов — коробки передач.
Именно по этому пути идет сам Ростсельмаш. В 2007 году компания приобрела канадский тракторный завод Buhler Versatile, а в 2008 году начала реализацию канадских тракторов на российском рынке. В 2009 году Ростсельмаш приступил к крупноузловой сборке машин Versatile 2375 (2000-я серия), а в 2016 году организовывает собственное производство полного цикла. С 2019 года предприятие уже выпускает под собственным брендом RSM две серии тракторов — к 2000-й серии добавилась еще и 3000-я серия мощных тракторов так называемого восьмого тягового класса. Несмотря на свое канадское происхождение, обе серии тракторов RSM (2000-я и 3000-я) имеют полное право называться российскими. Достаточно перечислить производимые на Ростсельмаш операции и сопоставить их с конкретными баллами.
По данным предприятия, сегодня в производстве техники Ростсельмаш участвуют более 500 российских компаний. Общая номенклатура — 52 тыс. наименований деталей. Из них более 25 тыс. — собственного производства, а 16 тыс. наименований закупаются именно у российских поставщиков.
Локализация 2000-серии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Сейчас на предприятии для этой серии налажено производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины, осей, мостов, навесного устройства собственных стекол. Монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования, общая пневмосистема быстрой сцепки (разработка конструкторов Ростсельмаш). Одно из последних локализованных нововведений – система кондиционирования. Если суммировать, то получается 178 баллов (то есть все операции за вычетом двигателя — 28 и коробки передач — 51 балл).
То есть, если применить к этой модели нынешние балльные критерии, то получается, что трактор на 70% собран из отечественных комплектующих (и это без учета затрат на НИОКР). По этим показателям РСМ 2375 превосходит многие образцы «исконно отечественной» техники, которые сегодня также комплектуются не только двигателями и коробками иностранного производства, но также и многими другими узлами.
Кстати, 3000-я серия тракторов также имеет высокую степень локализации. Например, для нее целиком производится рама (10), кабина (18), передний и задний мосты (35), детали экстерьера (8), кондиционирование и отопление (6), а также все узлы сцепки с орудиями производства (27). В следующем году начнется комплектация этой серии отечественными колесами (10). Что касается электроники (22), то тракторы РСМ с самой первой машины оснащены блоками управления российского производства. По приблизительным подсчетам, для 3000-й серии локализовано уже свыше 50% всех узлов.
При этом процесс внедрения комплектующих отечественного производства на Ростсельмаш идет постоянно. Уже в следующем году показатель локализации вырастет сразу на несколько десятков процентных пунктов, благодаря внедрению, например, трансмиссии собственного производства Ростсельмаш. В прошлом году предприятие приобрело конструкторскую документацию и будет выпускать механические коробки передач Quadshift 12x4 японской компании OKUBO GEAR, партнера Ростсельмаш, сотрудничество с которым он ведет с 1993 года. На предприятии уже создан отдельный цех, опытную партию планируют собрать уже в ноябре. Для Ростсельмаш это абсолютно новая компетенция — такой агрегат никогда раньше здесь не производился. Это еще один пример подхода Ростсельмаш к созданию производства полного цикла с использованием передовых технологий, получивших отечественную «прописку».