В Совете Федерации состоялся «правительственный час», на котором выступил вице-премьер правительства Алексей Гордеев. Публикуем текст его доклада, посвященный Госпрограмме развития сельских территорий.
Начиная с 2003 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и она действовала в том или ином виде до 2018 года. В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу, что, на мой взгляд, снизило уровень внимания к этой важной теме.
За период с 2003 по 2018 г. совокупный объем финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий составил 518 млрд руб. В год в среднем на одно сельское поселение пришлось 2 млн рублей, а в поселение входит в среднем порядка 10 деревень и сел.
Было построено 22,0 млн квадратных метров жилья, в том числе свыше 8 млн квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов.
Введены в строй: новые школы — на 119 тыс. ученических мест;
учреждения культурно-досугового типа — на 33 тысячи мест;
1380 фельдшерско-акушерских пункта и офиса врача общей практики;
681 плоскостное спортивное сооружение.
Проложено: более 70 тыс. километров распределительных газовых сетей; порядка 2,5 тыс. километров автомобильных дорог. Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твердым покрытием обеспечено 707 сел; 25 тыс. километров локальных водопроводов.
Если говорить о программе текущего 2019 года, то общий объем финансирования должен составить 25 млрд 400 млн рублей, в том числе из федерального бюджета более 17 млрд рублей, то есть цифры достаточно скромные в масштабах нашей страны.
Кратко информируя членов Совета Федерации о результатах реализации программы «Развитие сельских территорий», важно ответить на вопрос: а какова на данный момент реальная ситуация в сельских населенных пунктах России?
И сегодня можно констатировать, принятые меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и выполнения ими общенациональных функций: производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, а также сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоения сельских территорий.
В первую очередь, существующие проблемы на селе отразились на демографической ситуации.
За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек. Исходя из данных последней всероссийской переписи населения (2010 год), в России числится 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах, а это около 13%, отсутствует постоянное население.
Существующие проблемы сельских территорий, к сожалению, носят комплексный характер, что отражается прежде всего в высоком уровне безработицы — 8% (в городе — 4,3%).
Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 20% (в городе — 11,2 %), а заработная плата в сельском хозяйстве почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике страны.
Обеспеченность основными социальными благами остается крайне низкой. Это касается и жилищного фонда, качества объектов образования, доступности здравоохранения, дорожной сети, отсутствия качественной питьевой воды, интернета. Список можно продолжить.
В целом, перечисленные и многие другие проблемы, накопившиеся на селе, привели к снижению привлекательности сельской местности, препятствуют ее социально-экономическому развитию. Нельзя не обратить внимание на то, что в числе последствий этих проблем возникло новое весьма необычное и несвойственное для нашей страны явление — по рождаемости российское село впервые уступило городу. Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует необходимости принимать кардинальные меры, чтобы данное явление не стало тенденцией.
Причины недостаточного уровня социально-экономического развития села кроются как в исторически накопившихся проблемах (село в 20 веке зачастую было донором развития страны), так и в недостатках действующих государственных механизмах развития сельских территорий на современном этапе.
Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются ведомственная разобщенность на всех уровнях в управлении сельскими территориями; узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития; отсутствие комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы; низкий уровень диверсификации сельской экономики и слабая поддержка развития предпринимательской активности; недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение; низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями.
В целом сложилась огромная региональная дифференциация в социальной ситуации на селе. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными — республики Татарстан, Башкортостан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край и т.д. Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы, стагнирующие на низком уровне социального развития — республики Бурятия, Тыва, Карелия, Забайкальский край, Новгородская, Псковская, Кемеровская области, список можно продолжить.
В связи со сложившейся ситуацией Президентом Российской Федерации по итогам совещания в Ставропольском крае поручено Правительству в срок до 1 июня 2019 года разработать и утвердить государственную программу по развитию сельских территорий (протокол поручений от 31 октября 2018 г. № Пр-2014 (подпункт «а» пункта 1).
Сроки достаточно сжатые, тем не менее, необходимо, чтобы новая Госпрограмма комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением Президента Российской Федерации заработала с 1 января 2020 года.
В настоящее время Минсельхоз России осуществляет подготовку новой Госпрограммы с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, научных, учебных и общественных организаций.
Создана межведомственная рабочая группа для обсуждения приоритетных направлений и механизмов реализации Госпрограммы.
Работа в данном направлении ведется также и с учетом имеющегося зарубежного опыта в реализации подобных программ.
В большинстве развитых стран развитие сельских территорий вышло на первый план и является одним из главных направлений региональной политики, например, в Евросоюзе, США, Канаде, Китае и многих других странах.
Так, в Европейском Союзе реализуется программа «LEADER», которая является интеграционным и межсекторальным инструментом развития сельских территорий, направленным на стимулирование устойчивого развития сельской местности, поддержку локальных проектов развития территорий, инициированных на местном уровне, в том числе связанных с созданием новых рабочих мест.
Принцип этой программы заключается в стимулировании местного сообщества к разработке и реализации проектов социально-экономического развития, соучастию в принятии решений и распределению ресурсов.
В США управлением развития сельских территорий на федеральном уровне занимается специально созданное Агентство (USDA Rural Development, далее — Агентство) при Министерстве сельского хозяйства США (USDA). Руководитель Агентства имеет статус заместителя министра. В сферу деятельности Агентства входит широкий круг вопросов сельского развития: финансирование строительства жилья в сельской местности, создание эффективной инженерной и другой инфраструктуры, а также развитие различных альтернативных видов бизнеса, в том числе посредством кооперации.
Возвращаясь к нашей ситуации. На мой взгляд, Госпрограмма развития сельских территорий должна быть основана на комплексном подходе, который предусматривает сбалансированное развитие, включающее экономический, экологический и социально-демографический аспекты, без сочетания которых невозможно обеспечить устойчивость развития; охват всего пространства сельских территорий с учетом их типологии, состояния, перспектив развития и необходимости приостановки деструктивных процессов.
Кроме того, важно учесть в программе целеполагание Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной в феврале текущего года, где одной из целей является сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей.
Исходя из этого, основными целями будущей Госпрограммы должны стать:
— повышение качества жизни и уровня благосостояния сельского населения;
— расширенное воспроизводство человеческого капитала и создание сбалансированной системы расселения с учетом задач пространственного развития;
— обеспечение экологической безопасности сельских территорий.
При этом следует отметить, что эти цели должны быть увязаны как с развитием основного агропромышленного производства, так и другими несельскохозяйственными видами деятельности. И последнее является на этом этапе самым актуальным!
Для достижения указанных целей предстоит решить задачи по:
— преодолению сельской бедности через создание условий для роста занятости и доходов сельского населения;
— развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий до современного уровня;
— созданию комфортных и экологически благоприятных условий проживания;
— повышению доступности государственных и муниципальных услуг для сельского населения.
Повторюсь, важнейшим должен стать комплекс мер по диверсификации сельской экономики, включая предоставление малому бизнесу субсидируемых кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности (переработка сельскохозяйственной продукции, аграрный и сельский туризм, сбор и переработка дикоросов, альтернативная энергетика и др.). Необходимо стимулирование экономически активных людей и, прежде всего, сельской молодежи.
Начиная с текущего года в рамках утвержденных национальных проектов и отраслевых государственных программ предусмотрен ряд мероприятий, проводимых в том числе и в сельских поселениях. Поэтому важно, чтобы новая Госпрограмма была скоординирована с уже действующими мероприятиями и планами в рамках бюджетов различных федеральных органов исполнительной власти.
Считаю, что при этом координирующая роль должна быть возложена на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Необходимо с одной стороны исключить дублирование полномочий в рамках реализации государственной политики в отношении сельских территорий, с другой стороны, обеспечить синергию комплекса мер, реализуемых всеми государственными органами исполнительной власти в этой сфере.
Реализация Госпрограммы предусматривает формирование на начальном этапе правовых, организационных и методических условий, необходимых для ее эффективной реализации, включая проведение научных исследований и анализ состояния сельских территорий на основе их мониторинга, разработку критериев оценки и стандартов качества жизни.
Что касается ресурсного обеспечения Госпрограммы, то источником ее финансирования должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частные инвестиции. При этом уровень софинансирования мероприятий со стороны участников Госпрограммы должен учитывать социально-экономическое положение в субъектах Российской Федерации.
По предварительным расчетам требуемое ежегодно финансирование мероприятий программы должно составлять порядка 250 млрд рублей, в том числе 200 млрд рублей – из федерального бюджета. Это позволит кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей.
В настоящее время часто на дискуссионных площадках различных форумов звучат предложения о том, что прорыв в экономике страны необходимо сделать за счет развития только крупных агломераций и давайте на этом сосредоточим внимание и ресурсы государства. А уж затем поэтапно начнем развивать остальные территории.
С этим категорически нельзя согласиться!
Во-первых, экономика не должна быть ради экономики, ради хороших цифровых показателей. Возникает вопрос – а где люди в этих расчетах?
Во-вторых, крупные агломерации и так развиваются быстрыми темпами. И это на фоне деградации сельских территорий. Никаких следующих этапов не будет, просто поддерживать уже будет некого. И это уже вопрос геополитический, связанный с тем, как нам сохранить контроль над громадными территориями нашей страны.
Учитывая, что в настоящее время разработка Госпрограммы идет полным ходом, приглашаю членов Совета Федерации принять активное участие в этой работе.
Абсолютно убежден, что ваш профессиональный опыт и понимание специфики потребностей регионов, которые вы представляете, имеют важнейшее значение при подготовке действительно эффективной и востребованной на селе и в целом в нашей стране госпрограммы!