Необычный эксперимент вот уже третий год подряд на своих полях в Алтайском крае проводит фермер Александр Кутилин. Все это время он пытается подобрать сорта и разработать оптимальную технологию возделывания такой культуры, как люпин. Интерес к нему не случаен: плоды люпина чрезвычайно богаты белком, не уступают по питательности сое, поэтому прекрасно подходят для корма сельскохозяйственных животных.
Три года назад на столе у фермера Александра Кутилина оказался рекламный журнал, посвященный этому растению. Фермер полистал, подумал и решил: почему бы и нет. Много лет до этого в хозяйстве «Гея» занимались выращиванием сои, и каждый сезон с этой капризной культурой были какие-то проблемы: то сорт не подойдет, то погода подкачает, то уборка затянется. А еще переработчики каждый раз выворачивали фермеру руки: дескать, содержание белка в сое недостаточно высоко. Это и подтолкнуло Кутилина к поиску альтернативы. Уже в первый год на полях Целинного района люпин показал хороший результат. На небольшой площади, около 50 гектаров, урожайность превысила 24 ц/га. Содержание белка в плодах хоть и оказалось ниже заявленных показателей, но фермера это ничуть не смутило. Собранный без проблем урожай разошелся на ура, причем по вполне приемлемой на тот момент цене. Вопрос, стоит ли продолжать люпиновый эксперимент, даже не стоял.
Второй год оказался провальным. На тот момент местных разработок, касающихся выращивания люпина, практически не было. Опыты, которые проводились в европейской части страны, перенести на алтайскую землю методом простого копирования было сложно да и малоэффективно. Все приходилось осваивать с нуля. 2016 год с его небывало влажным летом доставил аграриям немало хлопот. Множество болезней растений проявлялись даже там, где их никогда не было. Борьба с этой напастью шла ни на жизнь, а на смерть. Не обошла она и посевы люпина. Чтобы спасти урожай, в «Гее» решили пустить «тяжелую артиллерию». Но, переборщив с «химией», сами все испортили: люпин затормозился в развитии, к моменту уборочной он еще не поспел. В итоге средняя урожайность оказалась всего 18 ц/га. Это стало серьезным поводом задуматься.
В 2017 году было решено разделить посевы в 300 га на три делянки и на каждой использовать свой сорт. Всероссийский НИИ люпина предложил три варианта: Дега, Мичуринский и Алый парус. Алтай стал первым регионом в стране, где эти сорта начали использовать в полевых условиях. В конце сентября механизаторы «Геи» приступили к уборке. В этом году из-за холодного августа сроки работ сдвинулись. На двух делянках люпин немного не поспел: с полей его пришлось отправлять на сушилку. Но это не беда, учитывая, что урожайность полученного люпина отменная — 34 ц/га. Содержание белка тоже на достойном уровне. О таких показателях еще два года назад можно было мечтать. Александр Кутилин рассказывает: помогли в этом обработка семян и вовремя примененные средства защиты растений.
В нынешнем году хозяйство «Гея» стало научной базой по возделыванию люпина в Алтайском крае. Летом здесь провели обучающий семинар, на котором заинтересованные в выращивании данной культуры аграрии могли увидеть все воочию. Сам фермер рассказывает, что интерес к этой культуре есть, но крестьяне пока осторожничают. Как утверждает региональный минсельхоз, на сегодняшний день в крае всего 16 хозяйств, занимающихся производством люпина. В текущем году помимо Целинного района люпин сеяли на шести территориях: Бийском, Смоленском, Павловском, Первомайском, Мамонтовском и Тюменцевском районах. Всего под этой культурой занято около 1,5 тыс. га. По словам Александра Кутилина, можно попробовать люпин и ближе к степи. Он может спокойно переносить засуху и получать влагу из глубоких слоев почвы, обширная корневая система растения это позволяет. Есть у люпина и масса других преимуществ. Культура в производстве нетребовательная: заморозков она не боится, поэтому сеют ее рано, в начале мая. Уборка не сложная, дополнительного навесного оборудования не требуется. В хозяйстве «Гея» люпин высевали германскими сеялками, убирали обычными «Акросами».
В этом году здесь решили провести небольшой эксперимент, посеяв на одной из делянок люпин вместе с пшеницей. Люпин — хороший предшественник, обогащающий почву азотом, а значит, «соседу» с ним будет вполне комфортно. В ближайшее время в «Гее» намереваются собрать двойной урожай.
Еще один неоспоримый плюс люпина — стабильный спрос со стороны животноводческих предприятий и адекватная цена.
Александр Кутилин: «Есть у меня один приятель, который всегда сеял гречиху. В этом году отказался. Говорит, что нервов у него уже не хватает. Гречиха в один год стоит 50 тысяч рублей за тонну, в другой — 10 тысяч. Как тут не занервничать. Три года, что мы занимаемся люпином, цена на него остается стабильной, в районе 18–20 тысяч руб­лей за тонну».
Выращивание этой культуры связано и с определенными трудностями. Александр Кутилин объясняет: в отличие от той же гречки люпин требует пристального внимания и серьезных вложений. Без обработки семян, внесения удобрений и использования средств защиты растений, причем не единожды за сезон, хороших результатов не видать. Пойти на это готовы далеко не все хозяйства края. И совершенно напрасно, считает Борис Беньковский, руководитель агропромышленной компании «Русское поле». В люпиновом эксперименте вместе с Александром Кутилиным он участвует второй год и считает, что эта одна из самых перспективных культур. За ней, как говорится, будущее. О люпине Борис Беньковский тоже узнал, можно сказать, случайно. Когда «Алтайская гильдия пекарей и кондитеров», которую он возглавляет, начала заниматься темой безглютеновых хлебов, оказалось, что ингредиентов для такого производства в России нет. А то, что завозится из-за границы, стоит бешеные деньги. Люпин в этом плане вполне подходит. Беньковский и Кутилин решили действовать каждый в своем направлении. Пока фермер из Целинного района до автоматизма оттачивает технологию выращивания люпина, директор гильдии хлебопеков будет искать варианты его переработки. На сегодняшний день «Русское поле» заключило соглашение с Алтайским техническим университетом. На пищевой кафедре уже пробуют правильно шелушить люпин и определять уровень алкалоидов. А еще специалисты университета учатся отделять кормовой люпин от пищевого, который потом может пойти на переработку. Вариантов готовых продуктов из него масса — начиная от высокобелковых добавок для спортсменов, которые тоже в основном завозятся из-за рубежа, до детского питания и полезных хлебов.
По материалам сайта altapress.ru