Журнал «Вестник ГЛОНАСС» продолжает внимательно следить за внедрением передовых цифровых технологий в отрасли народного хозяйства. Своим мнением, по цифровизации отечественного агросектора, поделился Семён Видный, эксперт в области навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве.
«Использование цифровых данных подразумевает точные вычисления или использование точных достоверных данных. То есть основными критериями для использования данных в цифровых технологиях, применяемых для точной настройки экономики, являются точность, достоверность, своевременность. На этих трех китах и зиждется цифровая экономика.
Рассмотрим один из критериев, точность цифровой экономики, суть которого - первичные данные, получаемые от первичных источников: датчиков и других устройств, или же из отчетности (статистические данные).
На данный момент принять говорить о том, что наиболее развита цифровая экономика и, естественно, способы получения первичных данных в США, Японии и других развитых технологически государствах. В сельском хозяйстве передовыми считаются США, Германия, Канада.
«Проникновение технологий точного земледелия в активных земледельческих районах США составляет 60-80%. В то же время несмотря на то, что в Европе 70-80% сельхозтехники продается со встроенными умными и навигационными системами в Европе, количество «подключенной» техники находится на уровне 25-30%.» - говорится в аналитическом отчете за 2017 год Market Watch и J’son & Partners Consulting «Интернет вещей в сельском хозяйстве».
Возьмем для примера гиганты сельхозмашиностроения мира - Jogn Deere, Claas, Case, New Holland и т.д. Все они позиционируются как элементы самых передовых технологий точного земледелия. Но при ближайшем рассмотрении выявились «детские болезни», которые иностранные поставщики техники не видят, не решают, а компетентные российские органы - не реагируют и не предлагают способы их «лечения». По сути:
-
датчики и первичные приборы являются просто оборудованием, при том – не сертифицированы в Российской Федерации (сертификация проводилась всего транспортного средства),
-
датчики и первичные приборы не являются средствами измерения, т.е. их данные не могут приниматься для анализа и учета, тем более для использования в цифровых данных,
-
данные с этих приборов сами производители считают только показывающими, т.е. юридически не значимыми.
То есть все гранды сельхозмашиностроения не обеспечивают нас точными данными. Также себя ведут и производители России и Белоруссии, которые своё оборудование также не сертифицируют как средства измерения.
Таким образом получается, что сейчас мы показывающие данные пытаемся запихнуть в цифровые системы для решения точнейших задач цифровой экономики. Это проблему надо решать уже сейчас, т.к. затем будет трудно, да и данные сравнивать будет нереально - с нынешней-то погрешностью».