Лучшие сертификаторы объединяют усилия

«Сертификация органики - сложный процесс, и только тот сертификатор, у которого правильно налажен процесс, сможет аккредитоваться и работать. Так мы сможем защититься от недобросовестных компаний, которые просто торгуют бумагами».  Опытный сертификатор Ксения Фирсова, ставшая ведущим экспертом компании «Органик Эксперт», единственной сейчас в России аккредитованной организации-сертификатора, - о законе об органическом производстве и будущем развитии рынка органической продукции в России. 

- Ксения, с какими планами вы пришли в компанию «Органик Эксперт»?

- Я эксперт по сертификации органической продукции. 12 лет я проработала в  Экологическом союзе Санкт-Петербурга, была экспертом, в том числе и по международной органической сертификации, с 2010 года и являюсь аккредитованным аудитором международных сертифицирующих органов. Сейчас я перешла в компанию «Органик Эксперт», являюсь ее ведущим экспертом.

- Отличается ли международная сертификация от российских принципов сертификации?

- Все добросовестные органы по сертификации действуют одинаково, по правилам стандарта ИСО 17065, который предъявляет требования к сертифицирующим организациям. Все действия органа осуществляются в рамках определенных прописанных процедур, обеспечивающих  компетентность  и беспристрастность. А что касается различия в требованиях стандартов, то для потребителя существенной разницы в этом нет, все основные требования органических стандартов эквиваленты.  Конечно, речь идет международных органических стандартах (самых известный нам сегодня – так называемый «евролист», стандарт Европейского союза), разработанном  в России на базе международных стандартов ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»,  а так же частных стандартах, которые гармонизированы с ГОСТом – например, система добровольной сертификации «Органический продукт» или  с международными стандартами  – например, система «Листок жизни».

- По вашим наблюдениям, как активно развивается российский рынок органики?

- За последний год интерес к этой теме стал заметно выше со стороны производителей.  И одна из причин -  значительные подвижки по принятию закона об органике.  Причем интерес есть и опосредованный, со стороны зарубежных трейдеров, которые хотят закупать российскую продукцию, то есть растет экспортный интерес к российской органической продукции на фоне устойчивого общего роста рынка органической продукции в мире. По данным FiBL, продажи органической продукции в мире в 2016 году достигли 84,7 миллионов евро. С другой стороны, сложности для производителей пока остаются.

И главная сложность - отсутствие целостной системы. Ведь органическое сельское хозяйство - это некая система взаимосвязанных элементов: органический семенной материал,  органические удобрения, органические средства защиты растений, органические корма для животных.  Пока в России она еще не сложилась как в европейских странах, в силу неразвитости всего органического сектора, и производителю приходится рассчитывать только на свои силы. Например, производителю органики нужны органические семена, а на нашем рынке их нет. Или, например, нужны органические удобрения, которые соответствуют требованиям органического сельского хозяйства, но нет стольких хозяйств, которые могут их обеспечить. Животноводам, которые работают в органике, особенно сложно – корма для животных должны быть органические, и выращивать их приходится самостоятельно, так как купить негде. Но все-таки оптимизма я не теряю,  положительная тенденция развития этого сектора уже заметна.

 И как раз различные сообщества, отраслевые союзы, такие, как Национальный Органический Союз, - это большое подспорье для производителей.

- Растет ли интерес к органическим продуктам со стороны потребителей?

- Спрос на органику  есть. Людей все-таки в первую очередь волнует, что они едят. Всем хочется питаться экологически безопасными продуктами.  Но есть несколько препятствий. Во-первых, органическая продукция пока значительно дороже, чем неорганическая. Во-вторых, наши потребители плохо разбираются, что такое настоящая органическая продукция. Из-за изобилия гринвошинга  (безосновательное позиционирование компаниями своих экологических преимуществ) на рынке – всевозможных зеленые листочков, надписей «эко» и «био» – люди путаются. Но сейчас грамотных покупатель все больше. Они уже знают «евролист» и другие маркировки. Но в массе знаний пока недостаточно.

Когда после принятия федерального закона в органическом секторе будет разработан единый государственный знак, это тоже подстегнет рынок к развитию, потребителям будет легче ориентироваться на рынке.

- Как вы считаете, откуда черпают информацию те потребители, которые уже хорошо знакомы с органической продукцией?

- Мода на здоровый образ жизни сподвигает людей искать на полках органическую продукцию. Информации сейчас  много, и уже есть и СМИ, которые занимаются просвещением в сфере органики. А еще сами производители, которые имеют сертификацию, занимаются этим в рамках своих маркетинговых кампаний.

- Что даст федеральный закон для развития органики в России?

- Сам факт того, что в России будет признана органическая продукция, даст огромный толчок для развития рынка. Это важно для производителей  даже с  той точки зрения, что можно будет уже говорить о господдержке для производителей органики. Дальше начнется развитие внутреннего рынка,  и экспортного тоже.

Когда на законодательном уровне появится и закрепится термин «органическая продукция», это станет толчком к развитию сектора, особенно на государственном уровне. Пока это существует на уровне понимания самих производителей и потребителей.  Для государства пока это еще не до конца сформулировано.

- Почему за рубежом государство поддерживает органических производителей? В чем интерес государства?

- То, что этот сектор обязательно будет поддержан и у нас, - это дело времени. Органика в Европе развивается уже с 70х годов прошлого века. Сначала были фермерские объединения, потом в 1991 году был принят первый закон об органическом земледелии в Евросоюзе, а у нас до сих пор его нет, мы немного отстаем.  Так сложилось исторически, у нас сектор начал развиваться позже, но когда мы догоним западные рынки, то и в России все будет на таком же уровне.

- Почему органическим производителям нужна поддержка?

- Поддержка вообще нужна сельскому хозяйству, потому что это трудоемкое и рискованное занятие. Многое зависит от климата, от погодных условий, результат не гарантирован на 100%. А если мы выращиваем растения органическими методами, не применяя химические удобрения и средства защиты от болезней и вредителей, то еще труднее вырастить урожай, при этом урожайность культур меньше, чем при традиционном способе ведения сельского хозяйства.

Большинство органических проектов в России имеют сейчас финансовую поддержку, без инвестиций трудно поднять это производство. Пока трудно сказать, что это прибыльный сектор на настоящем этапе. Государство должно поддерживать развитие органического сектора. Ведь речь идет не только о качестве продукции, но еще и о защите окружающей среды, сохранении плодородия почв. Именно государство в первую очередь должно инвестировать в здоровье нации.

- Насколько угрожает органическому сектору фальсификат?

- Многие беспокоятся, что сама сфера органики, попадая под государственное регулирование, может быть дискредитирована. У нас обязательной сертификации потребители не всегда доверяют, потому что появляется информация о том, что продукция, имеющая необходимую разрешительную документацию, не соответствует заявленному качеству  безопасности, и у потребителей снижается доверие к обязательной сертификации. Многие боятся, что то же самое случится с органической продукцией. Но все же хочется быть здесь оптимистом.  Речь идет о добровольной сертификации, это уже дополнительные экологические преимущества,  к чему должны стремиться те производители, которые хотят и готовы делать настоящую органическую продукцию, а закон должен их защитить.

Если кто-то захочет зайти на рынок без сертификата, будет даже проще такое отслеживать, это будет задачей и государственных органов в том числе. Отсутствие сертификата будет легко проверить. Если на упаковке написано, что продукт органический, а такого производителя нет в реестре органических производителей (формирование такого реестра прописано в законопроекте), то такого производителя будет легко привлечь к ответу.

Что касается слов «эко» и «био»  - я считаю, что все запрещать – путь неправильный. Лучше объяснить покупателям,  какой знак на упаковке обозначает настоящую экопродукцию. А дальше покупатель уже сам постепенно разберется и сможет выбирать продукцию – так же, как, допустим, сейчас мы выбираем одного из нескольких сотовых операторов.

- Как должны работать сертификаторы на рынке органики?

- Добросовестная сертификация должна осуществляться в соответствии со стандартами. Должна быть четкая открытая процедура, понятные требования стандартов, которые производитель должен знать до начала процедуры сертификации.

Если какой-то производитель обращается в орган по сертификации, и слышит «Перечислите 30 тысяч рублей, и завтра сертификат будет у вас», это недобросовестный сертификатор. Органическая сертификация всегда подразумевает очный аудит. При чем, эти правила едины для всех в разных областях сертификации. Такие принципы работают и в нашей сертификации, и за рубежом. И все должно быть понятно заявителю.

- Зависит ли качество сертификации от количества компаний-сертификаторов?

- Думаю, что нет. В каких-то странах Евросоюза действует много частных сертификаторов. А есть страны, например, Финляндия, где действует один государственный орган по сертификации, национальное агентство. Но это не влияет на итог и на работу производителей.

Зато имеет значение репутация органа сертификации. Покупатели органического сырья продукции зачастую посмотрят, кем сертифицирована продукция. Есть органы сертификации, которые вызывают доверие, а есть такие, с которыми еще не на каждый рынок зайдешь.

До тех пор, пока у нас не принят закон об органике, аккредитация сертификаторам органической продукции не требуется.  То есть любой орган по сертификации может сейчас законно сертифицировать производителей по ГОСТу, при наличии соответствующих внутренних процедур.  Но когда закон будет принят, тогда  будут иметь право работать только аккредитованные сертификаторы. Сейчас производителю выбирать сертификатора достаточно сложно, нужно  учитывать многие факторы. В законе будет четко прописано, что орган по сертификации должен быть аккредитован в Росаккредитации. И все непонятные компании-сертификаторы автоматически отвалятся. И это правильно, потому что это сложный процесс, и только тот сертификатор, у которого правильно налажен процесс, сможет аккредитоваться и работать. Так мы сможем защититься от недобросовестных компаний, которые просто торгуют бумагами. Поэтому и нужен закон, чтобы эту ситуацию сделать однозначной.

И она станет однозначной в скором времени, ведь законопроект уже готовится ко второму чтению. Поэтому всем производителям органики, которые хотят начать сертификацию своей продукции и производства уже сейчас, нет смысла начинать эту процедуру с какой-то любой компанией, если есть уже первый официально аккредитованный орган по сертификации – «Органик Эксперт». Ведь рассчитывать надо надолго, сама процедура сертификации  занимает 2 месяца, а  переходный период для органической земли составляет 2 года, поэтому стоит сразу же выбирать аккредитованного сертификатора. 

 С принятием закона начнется новый этап развития органического рынка в России, и всем заинтересованным стоит задуматься об этом уже сейчас.

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону