Переоценить важность радиологического контроля пищевой продукции невозможно. Радиацию нельзя почувствовать на вкус или определить по запаху, а вот последствия для организма от приема зараженной пищи могут быть трагическими. Многие радионуклиды чрезвычайно опасны для человека, но при этом очень легко «впитываются» в ткани и клетки.
Так, например, цезий-137 и стронций-90 входят в число самых опасных долгораспадающихся элементов, загрязнение окружающей среды которыми произошло в результате аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. До этой катастрофы контроль над активностью элементов в продовольствии основывался на селективной радиохимической экстракции, то есть при помощи извлечения вещества из раствора с использованием растворителя. Но после взрыва реактора в Чернобыле необходимый объем анализов значительно возрос, и проводить исследования «вручную» уже не представлялось возможным. В результате появились компьютерные гамма- и бета-спектрометрические комплексы.
Техногенные радионуклиды могут стать так называемыми внутренними облучателями для человека и животных. Особенность данных элементов состоит в том, что они накапливаются в организме: цезий – в мышцах, а стронций – в костях.
— Радионуклиды попадают в организм с пищей. Углеводы составляют до половины ежедневного рациона человека, а зерно – основа многих продуктов ежедневного потребления. Именно поэтому радиологический контроль зерна имеет приоритетный статус, — сообщают специалисты Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна».
Цезий хорошо аккумулируется в пищевых продуктах, а попадая в желудок, легко усваивается. Выводится данный элемент из организма очень долго – до полугода. Стронций практически невозможно вывести из скелета, на это может уйти до 30 лет. Этот радионуклид, по сути, замещает в организме человека кальций, концентрируется в костном мозге. А если предположить, что параллельно с выведением в организм человека будут поступать новые дозы радионуклидов, процесс становится бесконечным.
В итоге постепенно происходит разрушение ДНК-клеток, страдают кровеносная система и щитовидная железа, повреждаются легкие. Также могут происходить различные мутации организма, и у появляющегося потомства наступает хроническая лучевая болезнь.
Конкретные последствия для здоровья человека от накапливаемого радиационного облучения зависят от индивидуальных особенностей организма. Однако доказано, что даже малые дозы облучения напрямую сказываются на состоянии клеток организма, а вызываемые ими изменения приводят к генетическим нарушениям и появлению злокачественных образований.
— Радионуклиды содержатся в зерне в минимальных количествах. Нормативы устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна». В соответствии с этими документами превышение удельной активности цезия-137 и стронция-90 не допускается, — поясняют в Алтайском филиале Центра оценки качества зерна.
В испытательной лаборатории Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» для контроля данных показателей осуществляют спектрометрические исследования всех видов зерновых. В их числе определение удельной активности цезия-137, которое проводят в нативных образцах, и определение удельной активности стронция-90 – перед измерением пробу концентрируют, что увеличивает время исследований.
Исследования зерна на эти показатели проводят при помощи спектрометрической системы «Мультирад», которая позволят получать точные результаты. Активность цезия-137 в пробах без концентрирования измеряется по гамма-излучению так называемого «дочернего радионуклида» барий-137. Активность стронция-90, в свою очередь, — по бета-излучению иттрия-90.