Здоровье кишечника – важный показатель состояния здоровья бройлеров

В условиях современного промышленного птицеводства важно учитывать многие факторы, которые могут влиять на конечный результат выращивания бройлеров. Ключевой задачей любого производителя является получение качественной, конкурентной продукции. В данных условиях контроль и управление здоровьем бройлеров будут во многом зависеть от качественного мониторинга показателей функционирования систем и органов в течение всего периода роста.

За последние 60 лет развития генетического потенциала бройлеров были достигнуты высокие производственные результаты: средний потенциал роста к 38 дню выращивания вырос до 2,4–2,5 кг живой массы при затратах корма на единицу прироста 1,45–1,60 кг/кг.

Почему при соблюдении всех технологических параметров многие предприятия не могут достигнуть стабильно высоких производственно-экономических показателей? По каким причинам в одних группах птиц заболевания не возникают, а в других – регистрируются постоянно? Последние исследования показывают важную роль системы пищеварения и открывают новые факты, отвечающие на эти вопросы. Одним из таких факторов является особая система – микробиота. В начале XXI века многие исследователи заговорили об открытии нового органа в теле животных и птиц. Он составляет около 2% от массы тела и состоит из 100 биллионов клеток, при этом его невозможно увидеть даже при использовании самого современного оборудования. Новый орган назвали «микробиота». По сути, это совокупность бактерий организма (кишечника, кожи и слизистых оболочек). При изучении микромира организма были сделаны открытия, демонстрирующие, что от состояния этого «органа» во многом зависит состояние здоровья в целом.

Здоровье макроорганизма определяется состоянием микробиоты. Способность противостоять болезням и нормально расти во многом определяется стабильностью микробиоты. Насколько разнообразен мир микробиоты, ученые определили совсем недавно. Только с появлением методов расшифровки и анализа ДНК ученые обнаружили, что микробиота птиц и животных в сотни раз богаче, чем мы представляли [4]. В кишечнике живут более 1000 видов разных бактерий. На заре микробиологии было известно всего лишь несколько десятков видов таких бактерий, но со временем стало понятно, что микробиота животных и птиц намного богаче. Бактерии живут в организме в форме сообществ, организованы в виде биопленки, сбалансированы по своему видовому составу. Каждое сообщество имеет собственный генетический код, который регулирует поведение бактерий.

Несмотря на то, что видовой состав кишечной микробиоты относительно стабилен, количественное соотношение бактерий может сильно варьировать и влиять как на способность усваивать питательные вещества, так и на состояние здоровья в целом. И если есть факторы, которые вызывают иммунный стресс, то условно-патогенные микроорганизмы мгновенно начинают атаковать организм, вызывая тем самым существенные изменения в системе пищеварения.

Состав бактериального сообщества напрямую зависит от уровня кормления, состава и качества используемого кормового сырья. Так как бактерии питаются тем, что попадает в кишечник, там формируется фон микробиоты. Современные методы исследования ДНК (например, метагеномное секвенирование 16S) показывают, как стратегии кормления могут изменять кишечный микробный баланс и влиять на состав микробиоты у бройлеров, поддерживая эффективное функционирование иммунной системы [6].

Дисбаланс кишечной микрофлоры способен запустить целый каскад метаболических нарушений, которые приводят к развитию серьезных изменений, вызывая различные реакции со стороны кишечника. Но каким бы огромным ни было количество бактерий, населяющих кишечник, преобладающим будет один набор, и этот набор называют энтеротипом [1]. Это такой же биологический показатель, как группа крови, который не будет зависеть от пола, возраста или породы птицы. К такому выводу пришли ученые из десятка научно-исследовательских центров мира.

Антибактериальная терапия, стресс, вызванный различными факторами, меняют состав микробиоты. Такое явление, вызывающее нарушение работы всего желудочно-кишечного тракта, называют дисбактериозом.

Как показала практика применения пробиотиков, этот подход не всегда решает проблему дисбактериозов. Препараты, эффективные в пробирке, не всегда оказывают должный эффект в организме. Дело в том, что микроорганизмы, выращенные искусственно, сначала попадают в желудок с его кислой средой, поэтому большинство полезных бактерий даже не доходят до кишечника, а если и доходят, то не приживаются там надолго. Пробиотики являются инородными микроорганизмами для сообщества уже существующих в организме бактерий, они могут отторгаться из-за биологической несовместимости, поэтому пребывание их в кишечнике может быть временным. Бактерии используют химическую коммуникационную систему, выделяют сигналы. Только 10% полезной микрофлоры, полученной с биологическими препаратами, могут выжить в кишечнике. По этой причине пробиотики могут оказать лишь минимальный эффект, так что преувеличивать их потенциальную эффективность не стоит.

Было показано, что некоторые фенольные соединения, такие как эфирные масла, а также органические кислоты снижают рост условно-патогенных бактерий в кишечнике птицы. Но их действие также требует их постоянного присутствия в кишечнике [5].

Своевременный и регулярный мониторинг состояния кишечника позволят идентифицировать влияющие на него факторы окружающей среды или действующие внутри организма, и, соответственно, управлять состоянием здоровья кишечника. Оценка состояния кишечника полезна для оценки общего статуса здоровья, позволяя понять, как различные компоненты корма, программа ветеринарных мероприятий и управления микроклиматом действуют на организм бройлера.

В последнее время здоровье кишечника – одна из наиболее популярных и востребованных тем в птицеводстве, поскольку эффективность системы пищеварения напрямую влияет на конечный результат, выраженный в показателях роста и развития бройлеров.

Патоген-ассоциированные молекулярные паттерны, экспрессируемые условно-патогенными бактериями (как грамотрицательными, такими как Escherichia, Salmonella и др., так и грамположительными, такими как Enterococcus и др.), распознаются врожденными иммунными рецепторами, экспрессируемыми на базолатеральном полюсе энтероцитов или на поверхности резидентных иммунных клеток. Такая реакция провоцирует выброс противовоспалительных цитокинов, которые вызывают острый врожденный иммунный ответ. В этот период его можно увидеть в виде частичной или полной гиперемии кишечной стенки [3].

Исследования развития кишечника и состояния эпителия, выстилающего его внутреннюю поверхность, позволяют определять потенциал роста и развития бройлеров. Реакция кишечника может быть многообразной: от гиперемии, соответствующей физиологической норме, до выраженных изменений, приводящих в дальнейшем к развитию некротического энтерита [2].

Поддержание здоровья кишечника является ключевым аспектом для раскрытия генетического потенциала и получения оптимальных показателей роста птицы. В последнее время многие исследователи уделяют большое внимание развитию функций кишечника, изучают иммунные свойства и состав кишечной микрофлоры. Такие факторы, как качество кормления, технология управления микроклиматом и заболеваемость в пренатальный и постнатальный периоды делают поддержание здоровья особенно сложным процессом, требующим тщательного контроля, в особенности контроля состояния кишечника как важного индикатора здоровья птицы.

Литература

1. Smith A.L. Powers C., Beal R.K. The Avian Enteric Immune System in Health and Disease // Avian Immunology; B. Kaspers, K. Schat, Eds. – Academic Press, 2008. – P. 243–273.

2. Calnec B.W., Barnes H., Beard C. [et al.] Necrotic Enteritis// Diseases of Poultry, 10th ed.; B.W. Calnec, Ed. – Wiley-Blackwell, 1997. – P. 261–264.

3. Calnec B.W., Barnes H., Beard C. [et al.] Enteric Disease Complex // Diseases of Poultry, 10th ed.; B.W. Calnec, Ed. – Wiley-Blackwell, 1997. – P. 721–738.

4. Грозина А.А. Состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта у цыплят при воздействии пробиотика и антибиотика // Сельскохозяйственная биология. – 2014. – Т. 49, № 6. – С. 46–58.

5. Кочнев Ю. Влияние престартерных комбикормов на показатели выращивания бройлеров // Комбикорма. – 2019. – № 2. – С. 49–50.

6. Фисинин В.И., Егоров И.А., Манукян В.А. [и др.] Метагеномные исследования микрофлоры кишечника птицы – основа выбора кормовых добавок // Птица и птицепродукты. – 2014. – № 6. – С. 37–39.

Пилюгин Д.Н., кандидат ветеринарных наук, компания «Коудайс МКорма»