Рентабельность производства картофеля. Последствия картофельного кризиса 2015 года

Выгодно ли выращивать картофель сегодня? Как повлиял на российский рынок картофельный кризис 2015 года и насколько большие перспективы у российского картофеля сегодня? Об этом – в анализе аналитиков компании «Интерагро».

Общая ситуация: взлет и падение

Рентабельность производства картофеля существенно выросла в 2014 году – по данным Министерства сельского хозяйства РФ, она вышла на уровень 34,9%, что стало рекордом за предшествующие годы. Глядя на высокие результаты, большинство хозяйств решило увеличить площади под картофелем. Однако в 2015 году случился картофельный кризис.

По мнению аналитиков «Интерагро», основной причиной случившегося кризиса стало то, что аграрии увеличили площади без понимания рынка сбыта. Негативное воздействие также оказали: нехватка мощностей современных картофелехранилищ и снижение цен на картофель из-за наращивания объемов импорта.

2015 году рентабельность картофелеводческих хозяйств понизилась до 23,9%, а в 2016 – рухнула до 4,7%. Картофелеводы лишились ожидаемой прибыли и стали сокращать размеры картофельных полей. Так посевные площади сократились в 2016 году – на 4,5%, а в 2017 еще на 12,8%. В 2018-2019 годах ситуация стабилизировалась на отметке примерно 300 тыс. га.

На сегодняшний день отрасль демонстрирует следующие цифры:

• В 2019 году российские картофелеводы собрали 253 цн/га (в 2016 году – 216 цн/га). Для сравнения: в Германии урожайность составляет 447 цн/га, в Голландии – 443, во Франции – 436, в Великобритании – 416.

• Валовый сбор картофеля вырос с 6,4 млн тонн в 2017 году до 7,2 млн тонн в 2019 году.

• Доля импорта свежего картофеля колеблется в районе 2-3%.

• Россия демонстрирует рост объемов переработанного картофеля: с 172 тыс. тонн в 2015 году до 327 тыс. тонн в 2019 году. За последний год в два раза выросло производство замороженного картофеля, также на 23% увеличилось производство картофельного крахмала.

• Произошло снижение доли импорта на рынке переработанного картофеля с 76% в 2015 году до 60% в 2018-ом году. По оценкам «Интерагро» по итогам 2019 эта цифра может снизиться до 37%.

По словам Романа Нуриева, коммерческого директора компании «Интерагро», на сегодняшний день отмечается рост интереса к выращиванию картофеля со стороны хозяйств. «Несмотря на по-прежнему невысокую рентабельность картофель остается довольно интересной для сельскохозяйственного производителя культурой, – отмечает эксперт. – Однако для получения максимальной прибыли очень важно обеспечить качественное хранение и правильную упаковку».

Также эксперт обозначил тренд, который сегодня формируется – крайне выгодна будет переработка картофеля, а именно, его чистка и нарезка для поставки полуфабрикатов в HoReCa и социальное питание.

Перспективы инвестиций в картофельный бизнес

Итак, по мнению эксперта «Интерагро», повысить доходность отрасли может развитие переработки картофеля. Отметим, что в России в переработку идет не более 20% товарного картофеля, тогда как в Германии перерабатывается половина, а в Бельгии – до 70%.

По словам Екатерины Бабаевой, генерального директора компании «Интерагро», западные супермаркеты изобилуют разнообразной и готовой к приготовлению или сразу к употреблению продукцией из картофеля. В России же сегмент полуфабрикатов и готового продукта из картофеля находится в стадии формирования. Однако работа российских производителей в этом направлении уже приносит плоды – формируется предложение и спрос. «Самыми востребованными на российском рынке являются картофель замороженный, в том числе картофель-фри, картофель обжаренный и сушеный – то есть, мы видим сформированные тренды и это хорошо», – комментирует эксперт.

Вне всякого сомнения, строительство перерабатывающих заводов – это очень капиталоемкий бизнес. Поэтому эксперты «Интерагро» советуют, прежде всего, внимательно исследовать не только потребность потребителей, но и рынок предложения свежего картофеля – ведь для конкретных видов переработки требуются определенные сорта картофеля.

Конечно, эффективное с точки зрения экономики предприятие невозможно сегодня представить без высокотехнологичного оборудования. Одним из наиболее востребованных брендов на мировом рынке и самых запрашиваемых на российском – является SORMAC (Нидерланды). Бренд специализируется на оборудовании для чистки и нарезки овощей, включая технологию fresh cut. Ключевые культуры переработки – картофель, морковь, лук и листовые салаты.

Оборудование позволяет собрать целую комплексную линию, куда будут входить как машины для мойки и чистки, так и для нарезки. А при включении в перерабатывающую цепочку линий по упаковке производитель получит на выходе готовый для реализации продукт. Отметим, что компания «Интерагро» вот уже несколько лет является эксклюзивным дилером SORMAC в России.

Добавим, что в 2019 году в России появились новые мощности по переработке картофеля. Так, агрофирма «КРиММ» открыла завод по производству очищенного, нарезанного, а также бланшированного картофеля в атмосферной и в вакуумной упаковке. На вновь открытом заводе «Касимовский картофель» в Рязанской области будут производить картофель фри и сухое картофельное пюре.

Справка о компании:

ООО «Интерагро» — разработчик и интегратор комплексных проектов для АПК Российской Федерации. Среди ключевых направлений деятельности компании: оптово-распределительные центры (ОРЦ), плодоовощехранилища, линии по доработке и переработке овощей и фруктов, грибоводческие комплексы. В компании работают специалисты с глубокими знаниями в отрасли и богатым опытом международного взаимодействия. Все реализуемые проекты компании находятся в программе сервисной поддержки, включающей в себя сервисное обслуживание, поставку запчастей, консультирование по оборудованию. http://interagro.info/

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону