Сельскохозяйственные самосвалы (в обиходе – «сельхозники») отличаются от строительных самосвалов облегченной конструкцией кузова (толщина стенки – в 1,5–2 раза меньше), позволяющей значительно увеличить объем перевозимого груза (зерна и минеральных удобрений), и способом разгрузки – боковая или трехсторонняя (у строительных самосвалов – задняя). В связи с частой эксплуатацией техники в условиях бездорожья, они должны быть мобильными и достаточно легкими, поэтому чаще для установки самосвальных кузовов используются двухосные (колесная формула 4х2) и трехосные (колесная формула 6х4) шасси грузоподъемностью 8–15 тонн.
Компании по производству грузовых автомобилей самостоятельно изготавливают самосвалы сельскохозяйственного назначения, но их номенклатура обычно ограничена несколькими моделями. Так, например, ПАО «КАМАЗ» предлагает аграриям на базе неполноприводного шасси КАМАЗ-65115 (6х4) серийный самосвал с боковой разгрузкой модели КАМАЗ-45143 объемом кузова 15,2 м3 (коротко-базовое шасси) или КАМАЗ-45144 объемом кузова 19 м3 (длиннобазовое шасси).
Профильные же заводы-изготовители спецтехники для сельского хозяйства имеют, как правило, более широкий модельный ряд самосвалов, включающий несколько десятков моделей и вариантов исполнений. Ниже будет представлена линейка «сельхозников» на примере одного из таких предприятий (компании ООО «СпецАгроТрейд», Набережные Челны»).
Начать обзор модельного ряда самосвалов следует с самой маленькой, самой привлекательной по цене и самой продаваемой модели. Самосвал с трехсторонней разгрузкой модели 4590А1 на базе шасси КАМАЗ-43253 (4х2) имеет объем кузова 13,6 м3 (грузоподъемность 8 тонн). Такое соотношение грузоподъемности и объема кузова позволяет эффективно перевозить даже грузы с низкой насыпной плотностью (семена подсолнуха, древесные опилки, мука). Это одна из популярнейших моделей самосвалов, и не только у сельхозпроизводителей - благодаря высокой маневренности и вместительной платформе автомобиль также востребован в складских хозяйствах для технологических перевозок. Нередко предприятиями закупаются сразу несколько таких самосвалов – партией 5–10 единиц.
Базовое шасси оснащается двигателем Сummins ISB6.7E5 (Евро-5) мощностью 250 л.с. и коробкой передач ZF6S1000. Объем топливного бака 350 литров. Для перевозки грузов с более высокой насыпной плотностью (зерно, сахарный песок, комбикорм, минеральные удобрения) используются самосвалы с трехсторонней разгрузкой с аналогичным объемом кузова (13,6 м3), но на базе шасси КАМАЗ-53605 и МАЗ-5340С2. Грузоподъемность таких автомобилей-самосвалов – 12 тонн.
Самосвал с трехсторонней разгрузкой модели 4590Е1 на базе шасси КАМАЗ-65115 (6х4) имеет объем кузова 20 м3 (грузоподъемность 15 тонн) и отличается от камазовского серийного самосвала соотношением высот верхнего и нижнего бортов (нижний борт изготавливается меньше по высоте для облегчения его закрывания) и возможностью задней разгрузки. При этом, задний борт, в зависимости от характера перевозимого груза и условий выгрузки, может быть нескольких исполнений:
• единый задний борт с верхней навеской, открывающийся автоматически при подъеме кузова (по аналогии со строительными самосвалами);
• единый задний борт с верхней навеской, с ручным или гидравлическим запиранием бортов;
• составной из двух бортов: верхний борт с верхней навеской, нижний борт с нижней навеской, (по аналогии с боковыми бортами сельскохозяйственного самосвала);
• составной из двух бортов: правый и левый на петлях типа «распашные ворота» (для возможности перевозки длинномерных грузов);
• борт жесткого крепления с дозатором (для регулируемой выгрузки перевозимой продукции);
• борт с конусообразным бункером и гидрофицированным шнековым транспортером для загрузки сеялок.
Стандартный вариант исполнения самосвала – с одним рабочим гидроцилиндром, но по желанию заказчика завод устанавливает второй гидроцилиндр для обеспечения более быстрой и надежной разгрузки кузова. В целях обеспечения сохранности груза при транспортировке самосвал может быть оборудован накидным пологом или пологом с наматывающим устройством, лестницей и площадкой для обслуживания. Для перевозки легковесных грузов на самосвал могут устанавливаться надставные борта высотой до 400 мм обшитые сплошным листом или сеткой.
Значительно повышается эффективность перевозок грузов при эксплуатации автомобиля с самосвальным прицепом в составе автопоезда. При этом, автомобиль должен быть оборудован тягово-сцепным устройством типа «крюк-петля» (прицепы старого образца) или «шкворень-петля» (современные прицепы) с электро, пневмо, гидро и АБС выводами. Объем кузова прицепа-самосвала от 20 м3 (двухосные прицепы) до 30 м3 (трехосные прицепы).
Особо стоит отметить универсальное транспортное средство – автомобиль-самосвал с краново-манипуляторной установкой (КМУ), позволяющее высокоэффективно перевозить как сыпучие, так и пакетированные грузы. Кроме того, эти автомобили периодически используются как подъемники при проведении небольших строительных работ. Наибольшей популярностью сейчас пользуются тросовые КМУ, такие как, Kanglim KS1256, Soosan SCS746L или DongYang SS1256 грузоподъемностью 7-8 тонн с вылетом стрелы до 19 метров (все модели корейского производства, сочетающие хорошее качество, приемлемую стоимость и высокие технические параметры).
Полноприводная версия сельскохозяйственного самосвала – это самосвал с трехсторонней разгрузкой модели 4590D1 на базе шасси КАМАЗ-43118 (6х6) с объемом кузова 20 м3 (грузоподъемность 12 тонн) и полным перечнем дополнительных опций описанных выше.
Самосвал с боковой разгрузкой модели 4590F1 на базе шасси КАМАЗ-65117 (6х4) имеет объем кузова 24 м3 (грузоподъемность 14 тонн). Это длиннобазовая версия шасси КАМАЗ-65115 с топливным баком 500 литров (в стандартной комплектации КАМАЗ-65115 – бак 350 литров). Отличительными особенностями кузова является обязательная установка второго гидроцилиндра и наличие средней боковой стойки (необходимо при длине кузова свыше 6 метров для исключения деформации бортов). Стоит отметить, что для кузова длинной свыше 7 метров разгрузка назад не предусмотрена ввиду предотвращения опрокидывания автомобиля.
Базовые шасси КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-43118 оснащаются двигателями КАМАЗ 740.705 (Евро-5) или Cummins ISB6.7 (Евро-5) мощностью 300 л.с. и коробкой передач КАМАЗ-154 или ZF 9S1310. КАМАЗ-65117 только двигателем Cummins ISB6.7 (Евро-5) мощностью 300 л.с. и коробкой передач ZF 9S1310.
Самосвал с боковой разгрузкой модели 4590G1 на базе шасси КАМАЗ-6520 (6х4) имеет объем кузова 26 м3 (грузоподъемность 20 тонн). Базовое шасси оснащается двигателем КАМАЗ 740.735 мощностью 400 л.с. и коробкой передач ZF 16S1820. Подъем кузова осуществляется двумя гидроцилиндрами. Для исключения деформации бортов предусмотрена средняя стойка.
Этот кузов может также устанавливаться на шасси МАЗ-6312С9 (грузоподъемность 20 тонн) и камазовское шасси нового семейства КАМАЗ-65207 (грузоподъемность 13 тонн) с низкой кабиной AXOR со спальным местом, двигателем Daimler OM457LA (Евро-5) мощностью 400 л.с. и коробкой передач ZF 16 S 2220TD.
Таким образом, существующий в настоящее время модельный ряд шасси КАМАЗ дает возможность заводам спецтехники разрабатывать и изготавливать линейку сельскохозяйственных самосвалов в широком диапазоне грузоподъемности (от 8 до 20 тонн) и объема кузова (от 13 до 26 м3) и полностью закрывать потребности агропромышленных предприятий в автомобильной технике для перевозки продукции сельскохозяйственного назначения в не зависимости от их объема.
В заключение хотелось бы отметить, что в целях улучшения потребительских качеств выпускаемой продукции ООО «СпецАгроТрейд» всегда заинтересовано в обмене опытом по эксплуатации самосвалов с агропромышленными предприятиями, логистическими компаниями и дилерскими центрами по грузовой технике и, пользуясь случаем, пригласить к взаимовыгодному сотрудничеству всех заинтересованных лиц.
Ведущий эксперт по самосвальной технике компании ООО «СпецАгроТрейд» Черезов С.И.