Органика - сегмент с рентабельностью 20-30%

Органическая продукция сегодня - тренд, который непрерывно набирает обороты во всем мире. К сожалению, в нашей стране такое экологически чистое сельское хозяйство долгие годы оставалось начинанием энтузиастов, ориентирующихся строго на экспорт. Этому способствовало как отсутствие законодательной базы, регламентирующей производство и защищающей интересы производителей, так и практически полная недоступность внутри страны необходимых знаний и технологий.

Наконец, долгожданный прогресс все же появился, и законодательная база подготовлена. Однако, любой производитель, заинтересовавшийся органикой, в первую очередь ищет информацию - с какими рисками сопряжен переход, какие возникают сложности, как их минимизировать для максимальной экономической эффективности. И в этом плане сегодня можно успешно положиться на опыт первопроходцев, уже наладивших все процессы и сбыт. Подробнее об этом нам рассказал генеральный директор Агрохолдинга «ТДС-Групп» Гурьев Станислав Игоревич. В состав холдинга входят три сертифицированных сельскохозяйственных предприятия, в Томской области и Красноярском крае, занимающихся выращиванием органической зерновой, зернобобовой и масленичной продукции. Экспортное направление в составе холдинга представляет компания «СИББИОПРОДУКТ», которая в этом году признана «Экспортером года» по версии журнала Агробизнес.

- Станислав Игоревич, как давно вы решили заниматься органическим земледелием и почему?

Пять лет назад украинские и казахстанские партнеры познакомили нас с этой темой и рассказали, что такое органика. На первый взгляд, нам показалось это шуткой, и мы не уделили этой идее особого значения. Однако наши партнеры нашли время показать на деле и убедить нас в том, что органика – это тот сегмент, где можно и нужно зарабатывать. В России эта ниша только зарождается, но отличается высокой рентабельностью 20-30%. И перспектива развития на ближайшие 20 лет – 15% от общего объема отрасли АПК. А привлекательность сектора со стабильным приростом спроса на сельскохозяйственную продукцию на десятилетия вперед сложно недооценить. Кроме того, органика – это выражение принципов сохранности природных ресурсов. А для нашей планеты сейчас это особо актуальный вопрос.

- Какая площадь сегодня задействована под это направление, какой объем уже сертифицирован и какой еще проходит переходный период перед получением сертификата?

- Сертифицировано сейчас больше 10 000 га, и более 3 000 находится в переходном периоде.

- Какие культуры выращиваете?

- В севообороте этого года: пшеница, овес, соя, горох, лен, рапс, ячмень, тритикале, гречиха. Он формировался с учетом научно обоснованной потребности в чередовании культур и оценки спроса на органические культуры на международном рынке.

- Где вы находили информацию и экспертов для перехода на органическое сельское хозяйство?

- Учитывая уровень развития органического земледелия в России в целом, мы являемся во многих вопросах первопроходцами и испытателями в сибирских условиях. Изначально помогали наши партнеры, но вопросы возникали на всех этапах – от посевного материала, заканчивая подбором специальной техники. Да и климатические особенности крайне индивидуальны. Поэтому разбирались сами, уделяя особое внимание опытам и экспериментам. 

- Насколько сегодня перспективен российский рынок для производителей органики или реален только путь экспорта?

- На российском рынке спрос на органическую продукцию существует пока только в мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Большая часть населения не знает, что такое органика и в чем плюсы ее потребления, как проверить, что это именно органика, а не продукция, выращенная с применением пестицидов и минеральных удобрений и называемая «фермерская», «био», «деревенская» и прочее. А нет спроса – нет и ориентированного на это производителя. Соответственно, на ближайшие лет 10-15 путь экспорта приоритетней. Сегмент органики, например, в Европе, активно развивается вот уже 25 лет. Участники международного рынка очень хорошо знакомы с этим понятием, процедурой сертификации и ценностью такой продукции. Поэтому на российскую продукцию, сертифицированную по европейскому стандарту, без проблем находится свой покупатель.

- С какими сложностями столкнулись при переходе, какую альтернативу нашли удобрениям и химическим средствам защиты растений? Если говорить об объеме и качестве урожая, то каково сравнение между классическим растениеводством и органическим? Есть ли падение урожайности и на каких культурах оно наиболее заметно?

 

- Если сравнивать высокоинтенсивные хозяйства, которые применяют минеральные удобрения и разнообразные пестициды, урожайность в органике меньше, но если брать среднерегиональную урожайность, то работа в системе органического хозяйствования позволяет получать урожаи выше средних по региону. На текущий момент есть культуры, по которым сложнее получать хорошую урожайность, но мы не стоим на месте и каждый год закладываем не один опыт, и рано или поздно мы добиваемся поставленных целей. То есть мы выходим на ту урожайность, которая в системе органического земледелия позволяет работать с высокой рентабельностью. А альтернатива пестицидам существует в виде био-препаратов, использование которых допускается органическими стандартами.

- Требует ли органическое сельское хозяйство специального парка машин?

- Относительно с/х техники особых отличий между «органикой» и «неорганикой» не существует. Разве что лёгких борон необходимо больше.

- Насколько высока конкуренция на внешних рынках? Реализовываете только сырье или и готовую продукцию?

- В мировом масштабе органика - один из самых динамично развивающихся рынков. На данный момент объем мирового рынка органической продукции достиг 90 миллиардов евро к 80 млрд. евро годом ранее. И рост будет только увеличиваться. А это значит, что спрос очень сильно превышает предложение. Рентабельность сегмента, как я уже сказал, 20-30%. Пока с 2014 года мы экспортировали только сырьё, но совсем скоро, мы будем поставлять крупу, рапсовое и льняное масло на мировой рынок. Сейчас заканчиваем процедуры сертификации.

- Консультируют ли ваши специалисты других производителей, интересующихся органическим производством?

- Конечно. В 2018 году наша компания выступила инициатором создания Ассоциации производителей и экспортеров органической продукции. Ведь международный рынок органики доступен только для крупных поставщиков, и самостоятельно отдельному фермеру очень сложно туда пробиться. Нужно решить очень много проблем: прохождение сертификации и нивелирование сложностей конверсионного периода, проведение мониторинга рынка и поиска покупателей, даже банально – поиска вагонов на отгрузку в периоды, когда вся Россия активно перевозит конвенциональное зерно, и, конечно же, языковой барьер. Тут нужна либо государственная поддержка по всем этим вопросам, которой нет, либо объединение с теми, кто умеет решать такие вопросы. Ассоциация и выступает тем самым звеном, оказывающим поддержку на всех этапах. Сейчас мы ищем фермеров, кто до сих пор работает по технологии, в которой не используются пестициды и минеральные удобрения. Именно для них есть шанс первыми «войти» в этот крайне перспективный и стабильно развивающийся, органический сегмент и начать зарабатывать.

Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2019
г. Ростов-на-Дону
Бульвар Комарова, 28Г