Плодородие земли формирование и поддержание при интенсивном земледелии и животноводстве

Величко Вячеслав, директор ООО «Зоотехникофф»

Основа плодородия это почвенный гумус. Его должно быть не менее 6% в пахоте, слой 30 см. На гектаре объем почвогрунта составляет 3000 кубометров. Шесть процентов гумуса это 180 кубометров. Но в почве обычно уже есть порядка 80 кубометров, не хватает сто кубов. Ежегодно из-за активной сельскохозяйственной деятельности разрушается пол кубометра почвенного гумуса. При 60 кубометрах на гектар земля перестает давать урожай. Это происходит потому, что гуминовые кислоты в пространстве представляют собой сложные молекулярные ядра с ответвлениями (участки микробиологической адсорбции). И под воздействием интенсивных технологий растениеводства эти участки разрушаются, и остается малоактивное ядро. В природе оно должно снова попасть в кишечник к дождевым червям и «обрасти» активными участками адсорбции. Но это не происходит - нет червей. Так что естественного плодородия почвы осталось лет на 25, а что потом? Потом нужно будет решить вопрос восстановления почвенного гумуса. Этой проблемой во всем мире занимаются уже лет сто. 35 лет назад были выведены технологические гибриды дождевых червей, которые превращают органические отходы в почвенный гумус.

Казалось бы вот бери червей запускай в бурты отходов и превращай все вокруг в плодородные черноземы. Но оказалось все намного сложней. Даже если удается получить гумус от червей, то его можно вносить в почву в количестве не более 6 кубометров на гектар. И чистого гумуса там меньше куба. То есть для превращения земли в чернозем понадобится 200 лет.

Теперь рассчитаем объем подвижных форм NPK. В литре почвы подвижных форм должно быть не менее 120 мг. В пахотном слое это составит 360 кг (700 кг комплексного минерального удобрения). Наши критические 6 кубометров биогумуса содержат 450 кг NPK в подвижной ингибированной гуминовыми кислотами форме. Другими словами ежегодное внесение 5-6 кубометров биогумуса позволяют заниматься растениеводством без риска потери плодородия земли, без паров и самое главное без применения минеральных удобрений.

А насколько это дорогое удовольствие, биогумус? Может он намного дороже минеральных удобрений и поэтому его не применяют?

Для производства одного кубометра биогумуса нужно два кубометра отходов животноводства. Так КАМАЗ стоит в среднем 5 тысяч рублей (10 кубометров). Двадцать ящиков червя в аренду ещё 2 тысячи. Через год получается 5 кубов биогумуса. Все это доставить и рассыпать на гектар стоит ещё 2 тысячи. Итого получается 9-10 тысяч рублей. Урожай озимых при этом составит не менее 90 центнеров с гектара, рис даст 120 центнеров. Затраты на гумус составляют 10% от стоимости получаемого урожая. Даже если остальные затраты, что мало вероятно, составят 40тысяч на гектар, то рентабельность производства до уплаты налогов будет в районе 100%. Это все продовольственное зерно. После уборки внес 6 кубов гумуса и, пожалуйста, снова сей зерно по зерну, рис по рису по беспахотной технологии. Да, это дороже чем применение минеральных удобрений, но урожайность и качество, соотношение затрат и доходность не сопоставимы. Уход от паров удвоит валовую продукцию!

Экономическая эффективность применения в растениеводстве гумуса гибридов дождевого червя настолько высокая, что животноводству, как источнику корма, можно простить 100% уровень убыточности. Лишь бы «облагораживали» подстилку. Можно полностью не отказываться от минеральных удобрений, а вносить их при ферментации отходов перед запуском туда червя. Эти вещества будут ингибироваться гуминовыми кислотами и, следовательно, внесение можно уменьшить в двое: 2-3 куба на гектар. Тогда будет поддерживаться нулевой баланс гумуса, но урожайность сохраниться.

Формирование деятельности по восстановлению плодородия земель необходимо начинать с применения в растениеводстве коллоидных растворов гуминовых кислот, на основе биогумуса (30-50 литров на гектар). Это дает прибавку в урожае зерновых 7-8%, а так же повышает качество до продовольственных значений. Возможность заработать на этом 10-12 тысяч рублей с гектара позволяет в следующем году этот гектар обеспечить пятью кубометрами гумуса. Если же продолжить по цепочке, то 10 кубов отходов (объем КАМАЗа) дает одна условная голова. Если это КРС то 5000 рублей стоит её зимнее обеспечение сеном (10 рулонов). Поэтому внедрение системы конверсии органических отходов в сельском хозяйстве позволит не только решить вопрос поддержания плодородия пахотных земель, но и снизить себестоимость животноводческой продукции, (молоко будет дешевле на 50-70 копеек за литр).

В природе не существует других устойчивых к факторам окружающей среды веществ, способных заменить в почве гуминовые кислоты. На рынке много фальсификации. Вместо гуминовых кислот используют низкомолекулярные органические (яблочная, янтарная, лимонная и т.д). Так же гумус фальсифицируется лигнином.

Вообще лигнин - одна из самых печальных историй. Дело в том, что гуминовые кислоты - это органические вещества нерегулярного строения, как нефть. Основной структурной единицей их строения являются молекулы лигнина, а само вещество имеет форму полимера. Точно так же, молекулы клетчатки или целюлозы состоят из цепочек сахаров, но ведь это вещества с совершенно разными свойствами! Добавьте в чай вместо сахара туалетную бумагу, будет ли он сладким? Молекула гуминовой кислоты так же состоит из тысяч и тысяч молекул лигнина. Реакция полимеризации происходит в кишечнике червя с поглощением энергии.

Именно поэтому гибриды дождевых червей могут выживать в субстрате с высокой температурой. Образование гуминовых кислот в кишечнике червя охлаждает его изнутри. Молекула адсорбирует на своей поверхности продукты метаболизма червя, в которых содержится NPK, и именно такие молекулы, попадая в почву, на тысячу лет становятся носителями её плодородия, составляя почвенный поглотительный комплекс.

Лигнин же, в свою очередь, является продуктом термического разложения органики. Он, как и гумус, имеет темный цвет и так же обладает свойствами гуминовых кислот, но эти свойства слабо выражены и имеют недолговременный характер, так как лигнином питаются почвенные грибы. Лигниногуматы очень широко представлены в рынке, сухой лигнин часто выдают за биогумус, чем наносят непоправимый ущерб репутации этого продукта. Перегной, получаемый буртованием отходов животноводства, в основном состоит из лигнина. Он частично проходит через навозных червей и становится гумусом в объёме не более 3%. В гумусе полимеризован в гуминовые кислоты весь лигнин, что составляет 30% от общего объема, остальные 70% - бактериальная масса живых почвенных микроорганизмов, которые, заселяя пахотный слой, создают благоприятную среду для роста и развития растений.

Конверсия в полезные для растениеводства продукты отходов жизнедеятельности животных, остатков кормов при помощи технологических популяций червя, нацелена, в первую очередь, на снижение финансовых рисков в этом бизнесе и повышение рентабельности животноводства. Все эти отходы выводятся с бухгалтерского учета, работа с ними ложится на себестоимость продукции животноводства. Это снижает и так скромную рентабельность отрасли. Более того, настоящей головной болью стали отходы забоя сельскохозяйственных животных. Их необходимо утилизировать в специальных крематорах. Это дорого и крайне неэффективно. Ценность отходов забоя заключается в том, что в них содержатся незаменимые аминокислоты, костные остатки, богаты калием и фосфором. Поэтому более целесообразно осуществлять конверсию их электролитного следа в биомассу почвенной бактерий. Она, находясь в интенсивном размножении под действием гуминовых кислот, не допустит распада аминокислот до нитратного азота. В результате не образуются птомаи́ны (трупный яд). Конверсия отходов забоя через электролитный след безопасн,а позволяет так же получить зоогумус от личинок насекомых. Он отличается от биогумуса высоким содержанием фульфокислот. Они в почве участвуют в переводе недоступных форм калия и фосфора в подвижные, доступные для усвоения растениями. Трудно себе представить, сколько недоступных форм накоплено за десятилетия внесения минеральных удобрений. 

Кости после обвалки мяса нужно измельчить, сжечь их в крематоре и так же использовать в производстве коллоидов гуминовых кислот. Минеральные вещества золы эффективно поглощает почвенная бактерия, находящаяся в коллоидном растворе гуминовых кислот, и они становятся в более доступны для растений.

Фактически конверсия органических отходов представляет собой природный естественный процесс, но под контролем человека, с получением в результате полезного продукта, адаптированного для применения в технологиях растениеводства.

 

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону