Одним из основных заболеваний, особенно в бройлерном птицеводстве и индейководстве является кокцидиоз. Это «бессмертное» заболевание, которое человечество пока не способно победить. О том, какие препараты сегодня применяются для борьбы с и схемах их применения нам рассказал Мельников Павел Николаевич генеральный директор Унитарного Предприятия «МВСервис», с 2000 года углубленно занимающегося вопросами здоровья кишечника птицы.
- Добрый день, Павел Николаевич! Почему проблема с простейшими кокцидиями стоит так остро?
- Кокцидиозом болеют все виды, начиная от лягушек и змей, заканчивая людьми. Для бройлерного птицеводства эта проблема стоит особенно остро: для развития кокцидиям нужны три основных фактора - кислород, вода и тепло. Все это прекрасно достигается в птичниках с напольным содержанием. Подстилка становится благотворной средой для развития эймерий и служит постоянным источником заражения.
Цикл развития большинства эймерий, период до пика заболевания, занимает 21 день. В это время кокцидиоз может нанести самый большой экономический ущерб. На бройлерных производствах, где достаточно короток и интенсивен цикл развития самой птицы, потеря прибыли складывается из снижения мясной продуктивности, падежа молодняка, дополнительных расходов по дезинфекции помещений и оборудования, а также трудовых затрат.
- Какие препараты могут помочь в борьбе с эймериями?
- Все кокцидиостатики делятся на две большие группы: дающиеся с кормом химичекие кокцидиостатики и ионофорные антибиотики, предназначенные для профилактики заболевания, такие как Кокцизол МД, Кокцизол СЛ, Кокцизин ДЛ и Кокцизин НБ; дающиеся с водой терапевтические препараты (кокцидиоциды), такие как Байкокс или Сульфатиф. Назначаются преимущественно при клинических случаях кокцидиоза, но могут быть использованы и для ранней профилактики. Относятся к группе химиотерапевтических препаратов. Эффективность применения зависит от правильного выбора и своевременности использования.
- А как сделать этот выбор, может есть какие-то приоритеты по препаратам?
- В группе кокцидиостатиков нет плохих или хороших, они все эффективны и все необходимы, так как требуют постоянной ротации. Имеющаяся на рынке линейка продуктов позволяет контролировать заболевание, не давая ему переходить в клиническую форму. Успешность борьбы с кокцидиозом складывается из многих факторов — своевременной диагностики, правильной оценки проблемы, грамотно составленной стратегии профилактики на год-полтора вперед. Важны и подготовительные действия, тесты на определение чувствительности кокцидий в хозяйстве.
- Но как бороться с кокцидиозом предприятиям, политика которых подразумевает работу без антибиотиков?
- Все ионофорные препараты относятся к антибиотикам, однако химические таковыми не являются. Если мы возьмем, например, крупнейшую в мире корпорацию по производству бройлеров «Tyson Foods», то они построили свою стратегию защиты только на химических препаратах. Такие препараты как Кокцизин ДЛ или Кокцизин НБ прекрасно будут работать и никак не помешают получить продукту маркировку «Без антибиотиков».
- Если у простейших вырабатывается иммунитет к активным веществам препаратов, а новых не появляется, как же избежать резистентности?
- Действительно, исследования говорят, что с каждым годом резистентность «наступает нам на пятки». Если поднять данные по эффективности препаратов по системе Крылова десятилетней давности, то увидим показатели в 160-180 баллов. Сегодня эти же препараты показывают максимум 125-130 баллов, эффективность значительно снизилась. Единственное исключение из этого списка — все тот же Никрабазин (Кокцизин НБ) — он сохраняет свои показатели эффективности неизменными с 1955 года, а механизм действия этого препарата так до конца и не изучен.
Простейшие паразиты способны вырабатывать защитный механизм практически к любому веществу, угрожающему жизни или репродукции, и имеют долгую генетическую память. В той резистентности, что присутствует сейчас виноваты мы сами, так как изначально была выбрана неверная схема работы с препаратами. Если взять 60-80е годы, то один препарат использовался до полной потери эффективности, затем на рынке появлялся новый, и история повторялась. Однако, последний из ионофоров был выделен в 1996 году, а дальше эта стратегия зашла в тупик.
Сегодня избежать резистентности помогают разработанные программы с постоянной сменой препаратов: ротационная, когда 2-3 тура выращивания используется один ионофор, затем 1-2 тура химический кокцидиостатик, а после назначается уже другой ионофор; шатлл-программы, когда с 1 по 21 день используется химический кокцидиостатик, а с 22 дня до 5 дней перед убоем — ионофорный. 5 дней — срок вывода из организма всех кокцидиостатиков, кроме Никрабазина, сохраняющегося до 9 дней.
Именно поэтому, повторюсь, не существует плохих и хороших кокцидиостатиков, они все жизненно необходимы для успешной работы отрасли, главное в борьбе с резистентностью — именно грамотная работа специалистов хозяйств, способных верно определить требующиеся в конкретный момент препараты. Кокцидиоз — не та болезнь, к которой можно относиться несерьезно. Мы в своей работе хорошо это понимаем и сосредоточили свою работу в данном направлении, предлагая широкую линейку препаратов с разным действующим веществом хозяйствам России и Беларуси.
Вела интервью:
Монастырёва Галина.