Кролиководство в России — отрасль важная и незаслуженно лишенная внимания на долгие годы. На сегодняшний день мясо кролика для многих редчайший деликатес. Ожидать ли изменения ситуации, как прийти в отрасль и чем сегодня могут помочь государство и производители оборудования начинающим кролиководам мы обсудили на встрече с Гадун Артуром Петровичем, директором ООО «Панкроль», передового, основополагающего предприятия в области кролиководства юга России.
- Артур Петрович, первый вопрос прозвучит банально, но почему именно кролики?
- У меня трое детей и я столкнулся с вопросом чем их кормить. Свинина и курица это хорошо, но кролик очень важно для питания, поскольку является иммуностимулятором, который восстанавливает иммунную систему человека. Мясо кролика содержит большое количество Омега-3, важной для всех процессов человека. Поэтому, если вы обратите внимание, в детском питании кролик встречаются очень часто и в большом количестве.
Это первая причина, а вторая, если рассматривать нашу идею и миссию в целом, то мы стремимся к восстановлению кролиководческой отрасли, как уже восстановились свиноводство и птицеводство. Если вспомнить ещё 1965-й год, то мы выращивали порядка 80 000 000 кроликов, была серьёзная культура потребления. В 1989-м году появилась такая болезнь как геморрагический миксоматоз, и мы лишились 95% поголовья.
Сегодня мы делаем всё, чтобы выйти на уровень потребления хотя бы 200 г на человека в год. Сейчас в России производится 3000 тонн мяса кролика это 22 г на одного человека. Чтобы довести до 220 грамм, этот объем нужно увеличить в 10 раз.
Серьёзная статистика по кролиководческой отрасли сейчас отсутствует, но можно смело говорить, что ниша эта открытая и очень прибыльная, потому что обеспеченность потребности крайне низкая, а серьезных крупных производителей со значительными объёмами можно пересчитать по пальцам одной руки.
Как бы это ни звучало на сегодня мы стоим у истоков обновленного российского кролиководства и уже в течение ближайших пяти лет мы должны увидеть определенное изобилие кролика в сетях.
- Как вы начинали свою работу и что сегодня производите?
- В 2006 году я начал свое производство ещё на Украине, запустили там свой комплекс, построили порядка 50 крольчатников. Затем уже перешли в Россию. Производство на Украине осталось, но уже не настолько масштабное как здесь: практически всё перевезли. Это были изначально вынужденные меры: общая политическая ситуация слишком повлияла на нашу работу, ведь порядка 70% продукции шло на экспорт. Поэтому мы перебрались в Краснодарский край и восстановили предприятие. Касательно собственного производства, мы взяли за основу французскую клетку и стали делать свою, ничем не хуже. Также я в свое время был представителем французской компании и продавал сооружения тентовой конструкции, а затем начал делать их сам. Сегодня наша компания реализует кролиководческие проекты любой сложности с полным оснащением, в том числе контролем климата - над клетками мы ставим определенное количество датчиков, регулирующих основные контролируемые параметры - тепло и вентиляцию. Контроль по влажности не требуется, так как скорость движения воздуха не вызывает проблем согласно техническим требованиям.
В самой основе нашей работы стоит политика импортозамещения — практически все оборудование мы производим и собираем сами. Это очень выгодно, ведь когда оборудование произведено в России у фермеров отсутствует сложность с поставкой запасных частей и сервисом. Необходимость с каждой сложностью обращаться в Европу, я думаю, все уже оценили и стремятся менять ситуацию.
- Сейчас вы в основном работаете по тентовым конструкциям. А есть ли у вас проекты с капитальными зданиями? Может быть с переоснащенными старыми?
- Изначально мы часто использовали старые здания - их переоборудовали, устанавливали технологии и оборудование. Однако мы столкнулись с тем, что в большинстве случаев восстанавливать старое капитальное строение дороже, чем построить новое каркасное. Я по образованию инженер-строитель, и для себя должен был понять, какое здание стоит использовать для того, чтобы оно быстрее окупилось. Это была первоочередная задача: как построить так, чтобы меньше вложить и получить максимально быструю окупаемость. Мы не «изобретаем велосипед», это французская технология. Берется легкий металлический каркас, сверху кладется полиэтилен, потом 180 мм утеплителя и тентовое покрытие.
- Покрытие не подвержено разрушению?
- Нет, ведь полиэтилен находится внутри, а сверху расположена пленка ПВХ. Качественная пленка может прослужить 20 лет, и более. Я был на крольчатнике которому уже 17 лет и до сих пор он как новенький!
- Артур Петрович, вы говорите, что мы стоим у истоков возрождающейся отрасли. А как обстоит ситуация с государственной поддержкой?
- Кролиководству государство оказывает серьезную помощь. В первую очередь это гранты для начинающих фермеров - мощная и реальная поддержка.
Беда в другом, помощь есть, но люди не знают, на что ее стоит брать. Человек, желающий заняться фермерством, начинает рассматривать направления. В первую очередь, он смотрит на птицу и понимает что конкуренции здесь он не выдержит. Отрасль свиноводства также не вариант — это направление стало прерогативой преимущественно серьезных холдингов, и начинающий фермер столкнется и с конкуренцией, и с очень серьезными стартовыми капиталами, необходимыми, чтобы занять даже минимальную нишу. На кролиководство смотрят в последнюю очередь, и во многом здесь играет роль практически полное отсутствие информации.
Если взять начинающего маленького кроликовода, представьте что на него свалится: получить господдержку знаний не хватает, технологического оборудования нет, более того, он его не знает. Нет ветеринарии, корма, осеменения, бойни, документации, холодильного оборудования, транспорта. Сами понимаете, для одного человека это слишком. Поэтому мы разработали следующую модель: всем этим можем заниматься мы, а на человека возлагается одна задача, его самая любимая, просто выращивать животных.
- То есть вы предлагаете фактически создавать кооперацию через вас?
- Абсолютно верно. Представьте себе Краснодарский край, карта региона делится на 37 сельхозрайонов. В каждом сельхозрайоне появляется определённое количество совсем маленьких кролиководческих ферм. Вокруг них уже есть возможность появляться другим предприятиям. Если разделить Краснодарский край, грубо говоря, пополам, логистика позволяет собирать мясо со всех этих маленьких сельхозпредприятий на единую бойню и там же организовать переработку.
С одной стороны у нас очень сложно объединить людей, но с другой стороны — также очень легко. Такую модель мы сегодня готовы тиражировать от Краснодара до Якутии. Суть в том что мы не стремимся размещать производство в одной точке.
Это важный момент в кролиководческой отрасли - это необходимость определенной периодичность постановки ферм во избежание сложностей с эпизоотической ситуацией. Тип содержания зависит от объема производства, например если это маленький фермер, который содержит кроликов для себя и у него 20 кролематок, то он может использовать одно здание, где находятся маточное и откормочное отделения вместе и хорошо себя чувствовать; если объём хоть чуть-чуть увеличивается, то маточное должно быть отдельно, а откормочное отдельно; ещё больше увеличение влечет за собой применение системы «пусто-занято», то есть кроликоматки переносится из корпуса в корпус; если же производство очень большое, то матки держатся вообще отдельно, а откорм находится на значительном удалении. Размещение всего производства на одной территории в данном случае - это большая опасность и уязвимость.
Мы как раз хотим организовать распределение производства по всей территории, при этом хорошо себя чувствовать смогут не только крупные фермы - небольшие производители смогут спокойно выращивать кроликов, зная, что приедет машина чтобы их осеменить, затем чтобы забрать животных на убой.
Представляете, какая интересная задача, сформировать от Дагестана до Якутии единую систему! Мы хотим поставить свои крольчатники, а вокруг них сформировать фактически облака пользователей наших ресурсов. Ведь это решает первостепенные проблемы комфортной работы!
- Действительно, а вы в своей поддержке планируете охватывать вопрос реализации?
- Организация помощи в реализации на стартовом этапе будет большим плюсом. Сегодня нам нужно много мяса, но как продать если не можешь организовать крупные поставки?
Развитие кролика проходит так, что в определенный период жизни он мало кушает и быстро растет, а затем кривая роста выравнивается — рост замедляется, а потребление корма, напротив, возрастает. Этот перелом происходит в период 77-80 дней. На 77 день мы должны получить тушку в размере 1600-1700 грамм. Это хорошее сочное мясо. Важно забить кролика до полового созревания, наступающего в 90 дней - после этого резко меняются вкусовые качества мяса.
В кролиководстве, как и в любом другом бизнесе, есть так называемая «точка окупаемости», и зависит она, безусловно, от количества производимого, поэтому с маленькой фермы большого дохода не получишь. При этом сбыть большое количество продукции куда проще, ведь так вы можете легче заинтересовать ритейл, в то время как малое производство будет интересно только в форме кооператива, который мы и можем организовать, забирая животных на убой и организуя сбыт. Более того, плюс такой работы в том, что через нас могут общаться специалисты разных предприятий — обмениваться знаниями и опытом, переставая быть конкурентами и становясь партнерами.
У нас уже был благополучный опыт такого сотрудничества на Украине и мы готовы его распространять.
- В таком деле можно только искренне пожелать успеха! Артур Петрович, в основе всего стоит приход новых людей в отрасль и организация новых крольчатников. Что вы можете посоветовать тем, кто только планирует заняться этим бизнесом?
- Сегодня начинающие кролиководы допускают много ошибок, которые впоследствии оказывают значительное влияние на работу. Так, например, очень важен вопрос геолокации производства. Если у производителя есть возможность организовать логистику, то нужно понимать, что кролика надо выращивать в тех регионах, где дешевые корма и подходящий климат. То есть, где кролика вырастить дешево, ведь современные логистические условия позволяют организовывать поставки на значительное расстояние в рекордно короткие сроки. Таким образом, например, если интересен рынок Московской области, производство вполне можно разместить под Воронежем, где значительно дешевле корма, а доставка занимает всего лишь ночь.
Другой аспект - нужно внимательно рассчитывать схему расходов. В моей практике был проект с очень большими инвестициями, где заказчики просто хотели построить всё «по высшему разряду». Я предлагал значительно более эффективные и дешевые решения, однако клиент решил работать по уже готовому проекту. Безусловно крольчатник построили. Вышла монументальная конструкция за 800 млн на 4 000 маточного поголовья. Всё построено очень красиво и качественно, там колоссальные подземные коммуникации, мощный фундамент, дорогой серьёзный конструктив, здание из сэндвич-панелей... и всего четыре корпуса, работающие по принципу «пусто-занято». Сами конструкции могли бы стать отличным логистическим складом с высокими потолками мощный металлическим каркасом, но не судьба… а ведь там еще и мощнейший комбикормовый завод, работающий едва ли на четверть своей мощности.
В то же время в станице Брюховецкой, мы за 7 месяцев запустили производство на 3 000 кролика маток и 300 000 общего стада с более чем десятикратно меньшими инвестициями. Ко всему нужен разумный подход.
Еще одна частая ошибка — когда клиент связывается с одной компанией-подрядчиком, слушает красивый рассказ и считает, что именно эти люди могут решить все его проблемы. На самом деле не стесняйтесь звонить, узнавать и сравнивать, выбирать и оценивать, обрабатывать информацию — это залог успешного проекта.
В отрасли нужны новые люди, а мы, со своей стороны, всегда готовы делиться информацией. Обращайтесь!