Шины низкого давления уже не новость в сельском хозяйстве, хотя и плотно вошли в обиход сравнительно недавно. Они стали надежными помощниками, ведь разбрасыватели удобрений в такой «обуви» способны творить чудеса, выходя в поле тогда, когда любая другая шина не пройдет и десятка метров. Однако разработчики сделали новый огромный шаг по пути применения резино-кордных оболочек в сельском хозяйстве. Подробнее об этом нам рассказал Вадим Яковлевич Шапиро, генеральный директор Ассоциации «Арктиктранс», межотраслевой научно-промышленной ассоциации по разработке, изготовлению и реализации экологичных транспортных средств «Арктиктранс» при Министерстве сельского хозяйства России, также выпускающей и реализующей широкий спектр шин низкого давления собственного производства.
- Вадим Яковлевич, можете сперва провести небольшой экскурс в историю появления шин низкого давления? Ведь вы, фактически, стояли у истоков...
Тонкостенные шины сверхнизкого давления, именуемые также резино-кордными оболочками - продукт, не имеющий аналогов за рубежом. Они возникли как замена легко повреждающихся камер от грузовиков и самолётов, использовавшихся в качестве движителя для вездеходов, которые создавали и создают отдельные конструктора, проживающие на бескрайних бездорожных пространствах Родины. Действительно, первоначально они пошли именно от самодельщиков. В начале семидесятых годов я прошел на самодельных вездеходах с такими шинами по всему Северу около 17 000 км.
Мы освоили производство подобных машин для народов Крайнего Севера в местах их традиционного проживания выпустили порядка 1400 вездеходов разного типа в семидесятых - восьмидесятых годах.
Начало промышленного выпуска шин относится к девяностым годам прошлого столетия Первоначально основной сферой их применения были снегоболотоходы, а немного позднее резино-кордные оболочки пришли и в сельское хозяйство, где начали использоваться на машинах для внесения удобрений в ранневесенний период, когда в поле не могут выйти любые другие транспортные средства.
С начала XX века такие шины стали использоваться на грузовом, а в последние годы и на легковом общественном транспорте.
- Как началось их производство?
- Когда-то мы производили снегоболотоход «Мамонтёнок». Для него мы заказали специальное колесо в Беларуси 1750*750-26 шириной. Тогда главный инженер Гуща Василий Михайлович на заводе Белшина, сделал нам сперва диагональную, а затем радиальную шину, которая значительно пластичнее диагональной. Она оказалась очень подходящим решением для нашего «Мамонтёнка», который на таких шинах творил чудеса по рыхлому снегу. Это была первая в Союзе радиальная шина. В последствии другие шинные заводы начали собственное производство подобных шин. Однако выпускать они начали 12-18 слойные шины. На сегодняшний день большинство Кировцев старого образца работает на полях на таких многослойных шинах ФД-12.
- Расскажите, пожалуйста, в чем вообще особенности шин низкого давления?
- У них эластичная беговая дорожка, низкое давление 0,3- 1,5 атмосферы, соответственно - большое пятно контакта, что позволяет транспортному средству передвигаться по слабо несущим грунтам, таким как песок, болото, снег, пашня без создания заметной колеи. Потребление тонкостенных шин растёт. Их производство освоено тремя заводами, готовится к выпуску и четвертый. Тонкостенные шины имеют нормы слойности от 2 до 6 слоев корда, в то время как обычные массивные многослойные шины имеют от 8 до 12 слоев, а порой и до 24-х.
На тонкостенной шине эластичная беговая дорожка деформируется при наезде на препятствие, как бы принимая его внутрь шины, плавно обтекая. В результате энергия не тратится на буксование при попытке забраться на препятствие.
Важным преимуществом является то, что внутреннее давление воздуха в 5-10 раз меньше, чем в многослойной шине такого же размера, соответственно она оказывает пропорционально меньшее давление на грунт.
Это свойство как раз и поспособствовало заметному увеличению потребление таких шин в сельском хозяйстве, так как, как я уже сказал, дает возможность производить работы тогда, когда в поле любые другие шины просто увязнут.
Таким образом, сегодня порядка 35% производимых нами шин уходит как раз к нашим аграриям.
- А где сейчас расположено само производство ваших шин?
- Производство расположено в Беларуси, так как именно с Белшиной мы начинали работать, но в связи с тем, что идея разработки тонкостенных шин принадлежала нам, «Арктиктранс» является эксклюзивным дилером тонкостенных шин на территории России.
- Для сельского хозяйства очень важен рисунок протектора. Это условие сохраняется для тонкостенных шин? Есть ли какие-то ограничения и приоритеты?
- Рисунок протекторов это отдельный вопрос. У нас со временем появились конкуренты с большими деньгами, стали повторять наши размеры шин, ведь это невозможно защитить так как размер не является предметом патента, а вот как раз-таки рисунок протектора патентуется, поэтому повторять наш они не стали и выпустили свой продукт с другим рисунком протектора. В этом они и ошиблись. У нас есть знаменитая шина Я-673, производившаяся ранее на Ярославском шинном заводе это 1300*700-21. Шину переделали размер в размер, но с другим рисунком протектора. Результат же показал, что по силе тяги эти шины на 35% ниже чем наши. Мы применяем так называемую «косую ёлку». Такой рисунок применяется на обычных шинах для бездорожья. Это даёт нам значительное преимущество по силе тяги для прохождения бездорожных участков.
- На какую технику они ставятся?
- Безусловно, в первую очередь, на опрыскиватели и разбрасыватели удобрений. Один из наших основных партнеров, закупающий большое число шин низкого давления - компания «Пегас-Агро», производящая опрыскиватели Туман и Туман-2. Также берут шины меньшего размера для шестиколёсной на сельскохозяйственной техники. Для более тяжелой техники берут нашу шину 1300*700-21.
Недавно мы решили пойти дальше и провести уникальный опыт - поставить на Кировец ту самую, первую, шину Бел-44. В чём-то затея совершенно безумная, так как несущая способность тонкостенных шин намного меньше, чем многослойных.
Сергей Григорьевич Яковлев, талантливый инженер, создал три модификации тонкостенной шины Бел-44 с нагрузкой 1750, 2500 и 3500. Все они прошли испытания на вращающемся стенде с нагрузкой выше номинальной на 35% без разрушения.
Финальные результаты были представлены в конце 2016 года.
Данную разработку уже опробовал фермер из Саратовской области и сейчас его Кировцы ходят на сдвоенных многослойных шинах, то есть на каждом мосту стоит по 4 шины низкого давления. Сегодня мы готовы предоставить сельскому хозяйству по-настоящему уникальный продукт, способный сделать их работу в поле более эффективной!
Мировые производители шин пошли по другому пути - они создали сверхширокие многослойные шины для тракторов, чтобы снизить давление. Эти шины шириной больше метра и имеют давление примерно 2 атмосферы. Однако одна такая шина стоит дороже чем 2 наших в «спарке», а результат использования может сравнить любой желающий.
Да, никто никогда не представлял, что тонкостенную шину можно поставить на Кировец, ведь это очень тяжелая техника, но мы нашли решение этой задачи!
Уважаемые читатели, после разговора о проведенном опыте и реальных практических результатах такого нестандартного и при этом успешного применения тонкостенных шин, мы связались с тем самым фермером из Саратовской области, который с радостью поделился с редакцией впечатлениями. Этим первопроходцем в использовании шин низкого давления на тракторах стал Олейников Владимир Викторович, Глава КФХ Олейников В.В. Краснокутского района Саратовской области, поставив свои К-700 на спаренные колеса с шинами низкого давления:
«После трактора остаётся глубокий след, и я считал, чтото с ним что-то нужно было делать. А как? Сегодня в магазинах продаются комплекты для спаривания колес, но с обыкновенной штатной резиной максимального эффекта не достигнуть - она жесткая, спускать нельзя, так как на низком давлении она лопается, плюс ко всему выходят из строя подшипники бортового редуктора. Как быть? В интернете я наткнулся на информацию о мягкой резине, которую можно использовать при низком давлении, а ведь именно это и было нужно - если резина используется при низком давлении, она может мягко проминаться при проходе по полю. Да, она дороже чем обыкновенная шина, однако две шины низкого давления плюс комплект сдваивания по цене даже привлекательнее, чем импортная широкая резина 1м 8 см шириной на одно колесо. Это при том, что такая широкая резина получается уже, чем две шины низкого давления на «спарке». Смотрите какая ситуация, Кировец К-700 давит на один квадратный сантиметр 900 г. Когда мы ставим 2 колеса, то есть «спарку», - уже 450 г. Поэтому след на поле в два раза менее глубокий, соответственно у растений, которые мы посеем по этому следу будет выше шанс прорастания. Я в своей практике сталкивался с тем, что колея от трактора в поле достигала глубины 6-8 см в зависимости отагрегатов. При этом глубина сева порой меньше, и выходит, что зерно просто насыпано сверху. Более того, даже если все же посев удаётся, зерно закладывается всего на 2 см, а что такое 2 см для пшеницы или ячменя? Плюс ко всему, под семенем оказывается сильно утрамбованная земля. Результат очевиден - по следу вы нормального развития растений не получите!
Я не захотел делать глупую работу — сперва пахать, бороновать, а после посыпать землю зерном и надеяться что там что-то вырастет.
Шины сверхнизкого давления показали себя великолепно! Мы отработали уже 2 сезона и за этот срок не было ни одного выхода из строя. Касательно того, что считается, будто у шин низкого давления меньшая несущая способность, то просто посчитайте: передний мост К-700 весит 8,2 т. Я ставлю 4 колеса, несущая способность каждого из них 2 250 кг. То есть вместе они несут 9 тонн. Это их гарантированная нагрузка, а ведь есть ещё и запас прочности! Таким образом, всё получается отлично и глубина следа заметно ниже по сравнению с обычной резиной. Скажу больше, след получается даже меньше, чем у гусеничного трактора. У мягкой резины пятно контакта значительно больше, в то время как на обычной, да еще и узкой резине трактор подобен паровозу на железной дороге.
Что мне нравится ещё в этих шинах — при производстве используется синтетический каучук, таким образом резина очень пластичная и не трескается, что подтверждают 2 года беспроблемной эксплуатации.
Как-то я пробовал использовать обычную резину на спарке с низким давлением, но так как она не предназначена к такому использованию, то быстро выходила из строя и трескалась - не хватало даже на обычный весенне-полевые работы. Впрочем, все это прописано в технических характеристиках от завода-изготовителя.
Здесь же мы используем давление не больше единицы: внутреннее на переднем мосту 0,9 атмосфер, внешнее 0,8, на заднем мосту 0,7 и 0,6, то есть на внутренних шинах давление ставим чуть больше.
После первого года эксплуатации я дооснастил этой резиной все свои трактора. Сегодня на 7 машинах у нас стоит по 8 шин низкого давления.
О таком эксперименте я не жалею ни грамма и всем своим друзьям советую! Честно, считаю, что мы просто все привыкли работать «по накатанной» - изначально К-700 выпускали универсальным и для сельского хозяйства, и для индустриальных целей — вот и заезжали в поля на той же резине, не ища других возможностей. Все привыкли использовать стандартную резину, но сегодня новые технологии предлагают более приспособленные решения!
Я буду очень рад если мой опыт кому-то поможет, а я в этом уверен, потому что шины низкого давления — хорошее решение и в поле их плюсы очевидны»
Вела интервью: Монастырева Галина