Экологичность – основной тренд нашего времени. Люди по всему миру стали уделять больше внимания своему здоровью и качеству продуктов. В связи с этим спрос на органические продукты неуклонно растет. В погоне за экологичностью меняется и традиционная упаковка. Чтобы сохранить продукты свежими и не навредить окружающей среде, производители продуктов питания переходят на биоразлагаемую упаковку. Россия подхватила эту тенденцию и приняла закон об органической продукции. А отечественные ритейлеры собираются отказаться от пластиковых пакетов.
Мир переходит на альтернативную упаковку
Запрос на экологичность неуклонно растет в последнее десятилетие. Чтобы сохранить органические продукты свежими и не навредить окружающей среде, ритейлеры по всему миру отказываются от пластиковой упаковки и переходят на биоразлагаемые материалы.
Чилийская компания Solubag разработала новый полимер, который полностью растворяется в воде. Причем для его полной утилизации достаточно всего нескольких минут. Этот биопластик можно использовать для нужд ритейла.
Свой биоразлагаемый полимер представили американские ученые. Они создали материал на основе хитина, целлюлозы и полилактида. Такой биопластик, по уверениям исследователей, лучше защищает содержимое от проникающего извне кислорода.
Ирландское подразделение немецкой сети супермаркетов Lidl вводит упаковку-ленту для органических бананов. Проект разработан совместно с оптовой компанией Global Fruit, ирландскими импортерами и производителями бананов Доминиканской Республики. Это позволит в разы сократить количество пластиковых отходов. Ежегодно сеть потребляет 10 тыс. кг пластика или 2,5 млн пакетов. Ранее аналогичную упаковку начала использовать шведский импортер органических бананов Hebe Frukt & Grоnt.
В Японии предлагают вовсе отказаться от пластика для хранения продуктов. Nippon Paper разработала новую бумажную упаковку для картофельных чипсов и хлопьев. В этом месяце компания создаст подразделение по выпуску подобных материалов, чтобы удовлетворить растущий спрос на бумажную упаковку.
Подобных инициатив на сегодняшний день достаточно много, причем они исходят как от самих производителей и продавцов, так и властей. В некоторых странах введен официальный запрет на одноразовую упаковку. Нарушение карается крупным штрафом.
Россия отказывается от пластиковых пакетов
Российский ритейл готовится уйти от пластиковых пакетов. Сейчас отказ обсуждают крупнейшие сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли. В частности, решение прекратить выдавать одноразовые пакеты анонсировала «Азбука вкуса». Но никаких подробностей предстоящей «зеленой» политики сеть не раскрывает. Эксперты уверены, привычные пакеты могут заменить бумажные или тканевые сумки. Они дороже в производстве и транспортировке, но это важный элемент социальной ответственности. Природные материалы экологически чистые, быстро и без вреда окружающей среде разлагаются в земле. Минприроды поддерживает инициативу торговых сетей.
Приверженность пластику в будущем может обернуться дополнительными тратами. Правительство намерено в 2019 году ввести экологический сбор с производителей на одноразовую посуду. Он может коснуться и пластиковых пакетов. Все они сделаны из материалов, которые годами, а порой и столетиями разлагаются в почве. В дальнейшем экологический сбор может быть переведен в налог.
Кроме того, в стране принят закон об органической продукции. Он вступит в силу в 2020 году. К этому сроку Минсельхоз разработает меры господдержки «чистых» аграриев. Документ запрещает производителям органической продукции использовать различные пестициды, гормональные препараты, агрохимикаты, антибиотики и стимуляторы роста (кроме разрешенных). Табу действует также на упаковку из материалов, которые могут привести и к загрязнению окружающей среды.
Современные упаковочные технологии
В эпоху экологически чистого производства, компании не только переходят на биоразлагаемые материалы, но и сокращают количество пластика в традиционной упаковке. В мире все больше становится востребовано оборудование, которое упаковывает продукты в экологичные материалы. Такие предложения есть и на российском рынке. Так, например, современные решения по упаковке предлагает итальянская SORMA. Ее упаковочные машины работают с расходным материалом, подлежащим 100% переработке и утилизации, а также позволяют производить сразу несколько видов упаковки из экструдированной сетки с лентой на одной упаковочной машине.
«Такие машины позволяют решить сразу 2 проблемы. Во-первых, минимизировать расход упаковочного материала на каждую единицу упаковки: в производстве «сормабэга» используется перерабатываемый пластик, что положительно влияет на уменьшение загрязнения окружающей среды. И, во-вторых, сократить расходы предприятия на закупку упаковочного оборудования, производящего разные виды упаковки. Упаковщик SBU-134 производит 8 разновидностей упаковки для разных видов овощей и фруктов, при этом в производстве сормабэга используется на 35% меньше материала, что также позволяет повысить рентабельность упакованной продукции», – рассказала генеральный директор «Интерагро» Екатерина Бабаева.