Николай Николаевич Юзефов - сегодня это имя широко известно всем, кто связан с направлением картофелеводства, как имя главы одного из самых успешных фермерских хозяйств данной специализации. Хозяйство Николая Николаевича это пример того, чего может добиться человек честным трудом на земле. Так, начав с 69 га земли в 2003 году, сегодня КФХ "Юзефов Н.Н." Семикаракорского района Ростовской области - высокосовременное образцовое хозяйство с общим земельным фондом в 7 000 га. На полях - картофель, лук, зерновые, горох и многое другое.
- Добрый день, Николай Николаевич! Сегодня вы - глава одного из передовых хозяйств, можете немного рассказать о том, как вы к этому шли? С чего вообще начинался ваш путь в сельском хозяйстве?
- Я родился и рос с любовью к нашей земле в крепкой донской казачьей семье. Казаки - это совершенно особый быт, уклад, жизнь. Я до сих пор люблю тот дух казачества, в котором я рос. Казаки - это честь, порядок и самое главное - Вера в Господа, которую я впитал. Даже в советские годы мы верили истово, молились, крестили детей и так и не приняли сердцем коммунистический строй.
Жизнь на селе в те годы была тяжелая, поэтому с десяти лет моим стремлением было заработать и помочь родителям. Отец был простым трактористом, ударником труда и передовиком производства, мать работала бригадиром-овощеводом, но не смотря на грамоты и награды лишней копейки в семье не было. Так с детства я шел работать в поле чтобы помочь родителям. Сперва работал на прополке, позже отец обучал меня работать на тракторе - пахать и сеять. Так уже в пятнадцать лет я получил трудовую книжку: ее мне вручал прямо в поле Яценко Александр Макарович, на тот момент директор совхоза "Слободской".
Лишь немногим позже, в конце восьмого класса, я поступил в Сальский Сельскохозяйственный Техникум, уже прекрасно понимая, что тракторист это одно, а механик совершенно другое. Там учился четыре года, работая вечерами, чтобы родным не приходилось меня содержать. Выпускники техникума, в основном, по окончании шли дальше в Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства. Поступил туда и я, но после первого курса все же сам попросился в армию и два года служил на границе с Китаем. Вернувшись домой не стал восстанавливаться в институте, а сразу пошел работать. Поискал по району куда устроиться, но места механика или инженера не было, потому пошел работать агрономом второго отделения хутора Романово. Опыт профессии мне передавал Юзефов Владимир Абрамович, тогда управляющий отделения.
Во время работы агрономом мне бесспорно помогал опыт детства: я всегда точно знал, где и как люди работают, мог и проконтролировать, и подсказать, и помочь. Главное, что люди были довольны. Однако сменилось руководство, поменялись и "подводные течения". "Своим" я не оказался, следствием чего стало увольнение. Пошел бригадиром тракторно-полеводческой бригады, а чуть позже меня пригласили инженером-технологом в районное отделение "Сельхозтехника". Конечно, на тот момент это была просто "высота". Работа складывалась успешно, водители уважали за то, что навел порядок, а после отделения "Транссельхозтехника" от районного отделения "Сельхозтехника" меня поставили заведующим подсобного хозяйства, которые тогда как раз активно входили "в моду". Растил пшеницу, выращивал свиней, быков, а в начале девяностых вновь вернулся на должность инженера-технолога.
Время было безумное: технику грабили, совхозы и колхозы приходили в упадок и рушились. Во всей этой неразберихе за свою зарплату я покупал списанную технику и дома сам ее ремонтировал и пересобирал: собрал ДТ-75, собрал два МТЗ... А после и вовсе была нищета: брал железом за работу вместо денег, так появился первый культиватор. Я очень хотел свое дело, были знания, было стремление, но получить землю при этом было просто невозможно. Повезло только в 2003 году. Получил от Бударина первые свои 69 га пашни, а дальше был стремительный рост. Первый кредит я взял на 10 млн, закупил технику и еще докупил землю. И дальше я всеми силами старался вкладываться и увеличивать земельный фонд. В этом году у хозяйства юбилей, 15 лет, великолепная оснащенность, высокие урожаи и 7 000 га земли под разными культурами.
- Добивались всего своими силами или помогали власти?
- От районных властей поддержки никакой не было, мы с ними вообще пятнадцать лет не взаимодействуем. А вот в 2015 году встречал на своей земле Президента. Получилось все вообще странно, приехал человек из Москвы, хорошо поговорили, я сперва подумал - из газеты, но даже не спросил из какой. А осенью мне из области позвонили, сказали, что Путин приедет в мое хозяйство. Все были просто в шоке. Кстати, вот тогда и получил реальную помощь от властей - Президент пообещал провести газ для повышения объемов производства, и его действительно провели в хозяйство, хоть и заняло это полтора года времени и немало нервов.
Но если я раньше хорошо работал, то приезд Президента заставил работать еще больше. Если на период его визита у меня было 4,5 тыс. га земель, то сейчас семь. Он спросил, могу ли увеличить производство картофеля, тогда было 500 га, я согласился и слово свое сдержал: сегодня, спустя три года, возделываю 1200 га под культурой. При этом выросла и урожайность, да и другие культуры не уступают.
- Николай Николаевич, такое крупное хозяйство подразумевает и серьезный штат сотрудников. Как обстоят у вас дела с кадрами?
- Когда сегодня у многих проблема с кадрами - у меня такой беды нет, есть только заявки на работу. Добиться этого на самом деле достаточно просто: дай людям хорошую рабочую одежду, бесплатное питание, высокую зарплату и они будут ценить свою работу и выкладываться так, как никогда не будет тот, кто работает за копейки и кого на работе не считают за человека. Конечно, по первому времени были проблемы, особенно с любителями выпить, но после того как я начал давать хорошую зарплату половина бросила. Вторая бросила после назначения премиальных. После того, как люди по-настоящему в меня поверили, проблем с кадрами просто нет. Трактористы, например, у меня универсальные, как в Европе, могут работать на любом тракторе и на любом из полей. Всего в штате хозяйства работают 170 человек, плюс еще около 300 набираю в сезон на поля в период уборки. Все местные, нашего района.
Я вообще хотел хозяйство именно по западному образцу, с высоким уровнем культуры. Конечно, меня не понимали, не верили, что может быть так. Сегодня, уже видя мощное хозяйство, кафе, ресторан, те мои сотрудники признают, что да, действительно все получилось по-моему. Люди трудятся и не желают уходить, достойно зарабатывают и вместе мы создаем процветающее хозяйство.
- Планируете и дальше расширять площадь хозяйства?
- Расширяться мне еще нужно, минимум до 10 000 га, и это не от того, что хочу обогатиться, просто эта площадь реально требуется для севооборота. Например, картофель в севообороте возвращается на поле спустя четыре года, иначе я просто не получу урожая из-за вирусов. Да и дополнительная земля это новые рабочие места, что тоже очень важно.
- Сегодня ваше хозяйство известно в первую очередь картофелем, а начинали с зерновых. Что вас подвигло на выращивание именно этой культуры?
- Начал работу в этом направлении я 10 лет назад. Честно сказать, картофелем я бы наверное никогда не занялся, будучи агрономом-полеводом, но здесь нужно благодарить Бориса Михайловича Вершинина, руководителя ЭТК «Меристемные культуры», который в то время искал по Ростовской области предприятия, способные заняться картофелеводством. Первоначально я сразу начал отказываться, но, что мне понравилось, он меня прекрасно понял и просто предложил не сажать сразу много, а попробовать с тридцати га. Так первым мы посадили сорт «Волжанин» и получили урожай, который на тот момент просто поразил. Продали также успешно… и «загорелись». На следующий год посадку расширили уже до 100 га, а после начали покупать и хорошую импортную технику. Конечно, сразу были и ошибки, в овощеводстве я тогда еще откровенно «плавал». Так мы выращивали одновременно свеклу, капусту, морковь, лук белый, синий, картофель… весь набор. И вот здесь начали перекрываться сроки уборки и я понял, что не успеваю. Также был и еще один фактор, я понял, что чтобы заниматься овощами — на каждую культуру нужно еще и оборудование до упаковки… а это серьезнейшие вложения! В общем, я остановил выбор на картофеле и луке. Тогда уже картофеля было 260 га, по сортам - «Жуковский», «Невский», «Удача». Тогда же начались и мои поездки по стране с нашими специалистами — ездили по хозяйствам, обучались, вникали в технологию.
- Вы работали только с сортами российской селекции?
- Сперва да, а после в какой-то мере ключевым стало знакомство с компанией «Эйч-Зет-Пи-Си Садокас». Мы отправились в Финляндию, изучали сорта, проехались по хозяйствам… сперва отказались от «Невского», после от «Жуковкого» и других. Ввели «Ред Скарлетт», «Импала». Дальше начали работать и с другими компаниями - с «KWS», «Слава картофелю», хорошо и много лет работаем с Тулой, компанией «Богородицкий Альянс», отличные семена и у «Кримм», а всего лишь в начале июля приехала дочь Вершинина и мы хотим возобновить с ними работу уже по новым сортам. Вообще к семенам мы относимся очень серьезно, в августе все агрономы разъедутся по фирмам, у которых мы сделали заказы. Обязательно, конечно, все семена дополнительно проверяем в лаборатории, чтобы не заразить землю. Результат такого серьезного подхода — наши поля. К примеру, по раннему картофелю собираем почти 500 ц/га.
- Сегодня хозяйство успешно и стабильно, вы уже организуете только общее руководство или продолжаете выезжать в поля?
- В офисе первый раз за две недели ради нашего разговора. Кабинетная жизнь не для меня, а сельское хозяйство не прощает попустительства и выходных. Мой помощник — автомобиль, который позволяет своевременно оказываться везде и контролировать любой вопрос на любом поле. У меня высококлассные специалисты, но сам я постоянно держу «руку на пульсе».
- Так в чем же все-таки, как вы считаете, секрет вашего успеха?
- В какой-то момент я понял, что успех мой в том, что я не болен завистью и самолюбием, а просто продолжаю честно трудиться перед Богом. Важно ведь не сколько я вырастил, но скольких накормил. На самом деле Вера это то, что мне по-настоящему помогает двигаться вперед.