Глубокая переработка продукции садоводства: перспективы отрасли

Яблоня — самая распространенная плодовая культура в России. Она прекрасно растет и плодоносит в нашем климате, по праву считаясь одним из самых неприхотливых деревьев. Известно более 20 000 сортов этой плодовой культуры, и селекционеры продолжают работу. Мировое производство яблок ежегодно показывает устойчивый рост.

Садоводство — перспективная отрасль для нашей страны, способная давать серьезный доход, ведь Россия все еще остается крупнейшим импортером как яблок, так и многих других плодов. В последние годы отмечается интенсивный рост в отрасли - заложено большое количество новых садов, в том числе интенсивного плодоношения. Это обусловлено серьезной государственной поддержкой: в последние годы ставка субсидирования по этому направлению выросла в разы. И пускай плодоношение этих заложенных садов наступит через 5-6 лет, но уже сегодня перед садоводами обозначены приоритетные вопросы, требующие значительных инвестиций: первый - это строительство высокотехнологичных фруктохранилищ, второй — организация глубокой переработки плодов. О вариантах организации переработки, требуемых инвестициях и опыте других стран нам рассказал Вадим Заднипрянец, директор по развитию и перспективным направлениям ООО «РУСБАНА», компании, специализирующейся в области в инжиниринговых решениях для с/х продукции.

-Добрый день, Вадим Владимирович! Скажите пожалуйста, насколько на сегодняшний день Россия обеспечена фруктохранилищами? При текущей динамике строительства есть ли шанс устранить дефицит в ближайшие годы?

- Добрый день, Галина! По нашей оценке, на сегодняшний день соотношение урожая и имеющихся мощностей хранения примерно два к одному.

Для примера можем взять наиболее благоприятный с точки зрения числа садоводческих организаций, объема хранилищ и развитости инфраструктуры Краснодарский край. В 2017 году объем урожая был около 320 тыс. тонн при имеющихся мощностях хранения около 170 тыс. т.

Темпы, с которыми происходит закладка новых садов и прогнозируемый на ближайшие 2-3 года урожай позволяют предположить, что при текущей динамике строительства овощехранилищ разрыв будет лишь увеличиваться.

Возможно существующее соотношение зависит от требуемых инвестиций. Считая в среднем, организация хранения яблок в газовой среде с составлением документов, строительством"под ключ", тарой, линией сортировки, упаковки и охлаждением обходится от 700 до 900 евро за тонну. В то же время для закладки современного сада, с учетом последних технологий - около 40 тыс. евро за гектар.

Государственная поддержка присутствует сегодня в обоих направлениях, но сейчас требуется форсировать именно строительство хранилищ, чтобы добиться равномерности рынка реализации на весь осенне-зимний период, ведь все основные товарные сорта выдерживают хранение в газовой среде 10-12 месяцев.

-С учетом того, что через несколько лет начнут плодоносить все заложенные в последние годы сады, одним только хранением свежего фрукта дело не может ограничиться — требуется глубокая переработка. В каком состоянии на сегодняшний день находится эта отрасль и что препятствует развитию?

-Во всем нужен баланс. Необходимо определить рыночными весами и мировыми примерами, сколько необходимо в свежем, а сколько в переработанном виде. По нашей оценке, 70/30 хорошее соотношение свежего и переработки. Но с учётом климата на большей территории страны и больших расстояний до потребителя, то можно "замахнуться" и на 60/40. Сегодняшняя динамика отрасли садоводства, приятно радует.

Я давно говорю необходимости сильнее задействовать отрасль переработки, ведь это наиболее выгодный относительно добавочной стоимости и спроса вариант сохранения и реализации продукта, открывающий перспективы не только отечественного, но и внешних рынков. Свежий продукт - высокомаржинальный, но достаточно рискованный с точки зрения поведения рынка, глубокая переработка же расширяет и горизонты доставки, и рынок применения.

Вы правильно сказали, что через несколько лет начнут плодоносить заложенные сады и переработка будет остро необходима. Что этому сейчас препятствует:

- требуемый объем инвестиций в данную область;

- большая осторожность и некоторая консервативность наших садоводов, часто видящих предназначение своей продукции лишь в появлении на полках в свежем виде. Здесь играет роль тот момент, что у нас просто нет сортов, предназначенных именно для выращивания на переработку, наши садоводы воспринимают ее лишь как способ спасти часть урожая столовых сортов, утратившую товарный вид. Не самая верная идеология, так как определенные способы глубокой переработки подразумевают работу с высококачественным сырьем, а не с нестандартом. Можно сказать, что это то препятствие, которое, к сожалению, мешает двигаться дальше.

Наша компания выполняет услуги по консалтингу в области организации любых процессов  бизнеса "от поля до вилки" и с переработкой мы знакомы не понаслышке. Мы выступаем не как поставщик оборудования, что присутствует в нашей работе, а самое главное, что мы готовим решения, проекты, поставляем технологии и конечно оборудование на котором все это можно выполнить. 

На своих презентациях и встречах мы показываем, что добавленная стоимость при переработке стабильнее и не ниже, а по годам порой и выше чем та, которую можно получить при продаже свежего продукта. Важно еще понимать, что если улучшится международный климат и к нам вернутся западные поставщики, то при европейских возможностях, нам будет крайне сложно конкурировать по свежей продукции. А вот переработка - одна из тех ниш, которая останется эффективной, и чем быстрее наши хозяйства к ней обратятся, тем больше они выгадают момент, так как тот срок, который требуется от возникновения идеи до реализации бизнеса при наличии финансов это год-полтора.

Возвращаясь к вопросу о состоянии отрасли: если оценивать основные направления переработки в яблочном секторе, то 70% это импортная продукция и только 30% отечественная. По некоторым позициям, таким как сушка, заморозка, пюре - ситуация еще хуже.

- Вадим Владимирович, пожалуйста, обозначьте коротко основные сегодня методы переработки, какие из них более задействованы уже сегодня и какие перспективны в условиях рынка — грубо говоря, на что прогнозируется спрос?

- Внесем сразу ясность: мы смотрим на переработку как на полноценный бизнес, а не на спасение. Такой бизнес ориентирован не на малые предприятия, объемы производства которых не позволяют выйти на возможность поставки продукции в нужном объеме на рынок B2Bи B2C. Это непредвзятая реальность: игроком для розничных сетей ты можешь быть только при наличии необходимого объема производства. Малые предприятия с непостоянным производственным циклом сетям не интересны. Схожая ситуация и в B2B.

Идеальной моделью с точки зрения разумности вложений, наличия управляющей команды, продавцов, поставщиков сырья и т.д., здесь становится кооперативное движение. Отличным примером становится Польша, где в кооперативе сотрудничают тридцать-пятьдесят фермеров, у каждого из которых 50-100 Га садов. Они объединяются, берут в банках кредиты, строят хранилища, линии сортировки, занимаются работой со свежим продуктом, ставят линии по переработке, нанимают управляющую команду среди своих коллег или сторонних специалистов. У них уже имеются четкие представления об эффективности работы, о ценах и наценках. Эта модель действительно конкурентоспособная и позволяет стать серьезным игроком на рынке. Это то, чего нам так не хватает, как в области садоводства, так и в овощеводстве и других направлениях.

Теперь к вопросу об основных методах переработки:

1. Производство яблочного концентрата. Это бизнес для гигантов, требующий значительных инвестиций и стартовой производительности не менее 20 т/час яблок, наиболее энерго- и финансовоемкий. При всем при этом плоды для этого направления переработки могут идти самого низкого качества. Осложняет ситуацию то, что 99% соковых предприятий владеют западные бренды и договариваться с такими предприятиями на уровне фермеров сложно — требуется поддержка региональных властей, способствующих поставке местной продукции на заводы. Сейчас основная масса концентрата продолжает поступать из-за рубежа, но у наших переработчиков большой потенциал, так как российская продукция отличного качества, с высокой кислотностью, а такой концентрат пользуется спросом куда больше, чем продукция из Китая или Ирана.

2. Прямой отжим — промежуточная продукция при производстве яблочного концентрата или вообще отдельное направление. Им сейчас практически не занимаются так, чтобы на полках федеральных сетей появлялись такие соки в Bag-In-Box на 3-5 л. Есть удачный пример, это сеть компании «ВкусВилл», где такой сок продается и имеет стабильный спрос. Присутствует интерес и у федеральных сетей, но здесь от поставщика требуется не менее 200-250 т в месяц. Как следствие, тому, кто планирует войти в этот бизнес нужны специальные сорта, длительное хранение необходимого объема яблок и стабильное качество сока в течение года. Вновь повторю, что это полноценный мощный бизнес, который нужно простраивать от начала и до конца.

3. Пюре. На пюре стабилен высокий спрос, тема очень интересная, особенно для B2B рынка. Для эффективного старта нужно от 3-4 т/час.

4. Яблоки бланшированные. Это направление также ориентировано на B2B. Тема узкая, но менее затратная, чем пюре. Требует для старта от 2 т/час.

5. Замороженные яблоки. Мы столкнулись с ними в Польше. Во время поездки по предприятиям партнеров, занимающихся оборудование для заморозки и подготовки к заморозке фруктов и овощей, мы обратили внимание, что в июле, когда ягоды нет, люди работают на линиях заморозки. Как оказалось, они берут из хранилищ столовые сорта яблок, очищают, нарезают кубиками и замораживают. Это начинка для пирогов, блинов, йогуртов. Разница во входящей и реализационной цене и объемы производства очень серьезные. Маржа на килограмме замороженной продукции 60 евроцентов. Это мощнейшая ниша, которая в нашей стране просто не задействована, а ведь в русской кухне очень много блюд, где применяются яблоки!

6. Сушенные яблоки (чипсы). Мы вновь не видим большого объема этого продукта в федеральных сетях. Если же вы посмотрите стоимость упаковки яблочных чипсов в 20-40 грамм и посчитаете экономику, то увидите что это очень высокомаржинальный продукт с быстрой окупаемостью.

7. Сублимационная сушка. Высокотехнологичный продукт и интересная ниша не только относительно яблок, но и многих других фруктов, овощей и ягод. Продукция имеет спрос как в России, так и на внешних рынках, хоть и не столь масштабный.

8. Джемы. Это наименее сложный бизнес. Интересен и вариант организации упаковки продукции для поездов, гостиниц и т. д., где требуются упаковки по 10 г.Правда отмечу, что общемировой тренд таков, что от консервации люди постепенно уходят.

-А можете назвать примерный объем инвестиций, необходимый для организации каждого из озвученных решений и, что немало важно — сроки окупаемости проекта?

- Мы делали оценку окупаемости оборудования переработки в 2017 году: на первом месте получились чипсы, затем сублимационная сушка, третье место поделили пюре и заморозка. Самым удивительным оказались сроки окупаемости по большинству проектов до полутора лет. Были даже цифры в пределах года по некоторым направлениям, но чтобы исключить погрешность, вход в рынок и т. д. Возьмем срок от полутора до трех лет. Я считаю, что даже три года, которые требуются для окупаемости линии по производству яблочного концентрата это очень хорошо для агробизнеса.

Возвращаясь к проведенному нами анализу, по объему требуемых инвестиций от меньшего к большему требуют линии: прямого отжима, сублимационной сушки, бланшированных яблок, замороженных яблок, яблочных чипсов, джемов, пюре и со значительным отрывом в цене - яблочного концентрата. Я вновь акцентирую внимание, что говорю именно об инвестициях в оборудование без учета энергетических расходов. Расходов на строительство здания и т.д.

Что выбрать и на чем остановиться - смотрите сегодняшний рынок цены на оборудование и на продукт. Хотите хорошую реализацию и окупаемость — нанимайте специалистов, которые вам помогут найти потребителей. Их действительно много. Надо понимать, что для большинства продуктов после переработки открывается возможность реализации и за пределы страны и этого не нужно бояться. Я приведу пример наших уважаемых картофелеводов, у которых стоит оборудование по производству картофельных хлопьев. Лет 7-8 назад ситуация с курсом валют была не в нашу пользу относительно возможности экспорта и те, у кого стояло это оборудование делали продукцию на склад и не знали как жить дальше. Когда же ситуация изменилась, лучшие компании стали поставлять в 30 стран мира, включая Китай, Японию, США, Германию. Ищите рынки сбыта и те продукты, которые были бы интересны другим странам с большим объемом потребления. Здесь, кстати, могут хорошо помочь и региональные компании, помогающие организовать экспорт. Ну и безусловно, продукты должны быть сделаны не «на коленке», а с соблюдением всех международных норм.

-Закладку садов проводят разные по масштабу компании — от ЛПХ до гигантских холдингов. На какие решения в области переработки стоит обратить внимание компаниям в зависимости от объемов производимой продукции?

- Как я уже говорил в прошлом вопросе, сложно представить, что небольшое предприятие сможет произвести продукцию, достаточную для работы с крупными сетями. Ниша переработки все же задействуется крупными производителями, либо кооперативами небольших садоводческих компаний. Скажу больше, возможно и крупным производителям стоит объединяться для организации предприятия по переработке с несколькими направлениями. Переработка это обширная ниша с широким полем деятельности но требуется объединение игроков, чтобы быть конкурентными и в области оборудования, и в области объемов производства.

-Вадим Владимирович, задам вам вопрос, который сегодня тревожит многих представителей малого бизнеса в области садоводства: «Желание организовать переработку есть, но как же купить оборудование? Есть ли вообще какие-то действующие финансовые инструменты?»

- Вопрос денег, как обычно, самый сложный. Существуют всевозможные программы по лизингу оборудования со ставками удорожания 3-5% на 7-8 лет, всевозможные кредиты под 4-5% годовых на покупку перерабатывающего оборудования, существуют субсидии до 20% по возврату основных средств после ввода в эксплуатацию. Сейчас даже слышны разговоры о том, чтобы выдавать их в процессе строительства. Относительно западных программ: есть схемы по страхованию сделок. Это варианты рассрочек, которые колеблются до 180 дней. Например, мы, как компания - поставщик оборудования, можем работать по следующей схеме: 30% при подписании Договора, 30% при выходе оборудования с завода и остаток равными долями в течение полугода после запуска оборудования. Конечно, работаем и по всем остальным доступным схемам, как уже озвученный лизинг и кредиты. Более интересных инструментов в этой области сейчас, к сожалению, нет.

-Как вышли из ситуации соседние страны, в которых переработка садоводческой продукции уже организована на высоком уровне? Есть ли перспективы использования зарубежного опыта или в сегодняшних условиях это невозможно?

- Здесь я вновь обращусь к примеру Польши. Он наиболее показательный по климатической ситуации и по нашему отставанию. Наш разрыв по основным позициям — от трех до пяти лет. Первое, на что нужно обратить внимание, это большое число кооперативов, особенно в садоводстве. Объединяются по 50, порой и 70 хозяйств. Конечно государство организует кооперативам поддержку в области гарантий по привлечению банковских кредитов для строительства хранилищ.

Мы с партнерами уже делали выездные семинары в Польшу для наших садоводов, где встречались с руководителем такого кооператива на 50 членов. У них суперсовременное мощнейшее хранилище, лини сортировки на 30-35 т/час, отдел по экспорту свежих яблок, линия по производству сока прямого отжима, отдел по работе с местным рынком, линия по производству пюре и многое другое. Этот опыт показывает, что кооперативное движение в садоводстве — мощнейший инструмент и наша страна в этой позиции очень серьезно проигрывает. Если мы не реализуем этот механизм, то так останемся очень уязвимы в вопросе выживания небольших хозяйств.

Поддержка государства нужна, как и поддержка на местном уровне. Но даже при самостоятельном объединении есть возможность изменить свое позиционирование на рынке готовой продукции.

Мы, как поставщик оборудования, можем предложить интересные проекты такому клиенту как кооперативное объединение. Я абсолютно уверен, что единая команда из пятидесяти фермеров может достичь большего чем один крупный предприниматель с тем же объемом садов. Я двумя руками за кооперативное движение и вижу в нем огромный потенциал. Ну а пример Польши, на мой взгляд, это фактически инструкция по применению!

- В заключении давайте подведем итоги, какие действия сейчас необходимы, чтобы наша отрасль переработки набрала обороты, на что советуете обратить внимание?

- Во-первых, объединение в кооперативы и общества переработчиков — выжить поможет только это, иначе вы не интересны по объему производства ни в России, ни за рубежом. Плюс и оборудование имеет определенные мощности, ниже которых становится неэффективным. Это доказано на практике. Окупаемость проекта падает, как и конкурентоспособность.

Отдельно хотелось бы добавить тренд последнего года - это разговоры про ОРЦ. Так вот именно для яблок наиболее подходит эта концепция Оптово Распределительного Центра, где небольшие в объемах садоводы могут поставить свою продукцию для хранения, предпродажной подготовки, упаковки и реализации. ОРЦ это один из вариантов кооперации, а если в нем добавить переработку, тогда эффективность будет максимальная. Потерь практически нет!

Во-вторых, есть такое выражение «хранилище не больница», то есть если положишь туда плохое яблоко, плохое и достанешь. Так и здесь, нужно четко понимать, что переработка это не спасение некондиции. Работая с сырьем хорошего уровня вы получите и совершенно другие результаты на выходе, как следствие и более высокую конкурентоспособную цену. Безусловно, при переработке на яблочный концентрат подойдет и падалица, но даже здесь гниль недопустима.

Я обращаюсь ко всем садоводам: концентрируйтесь на переработке как на отдельном бизнесе! Ставьте активного управленца! Объединив усилие с коллегами вы можете создать объемный продукт, который будет интересен вашим конечным покупателям! Не смотрите на рынок в пределах ста километров, смотрите дальше и за пределы России, не бойтесь посещать выставки, на которых можно вести диалоги с потребителями из соседних стран! Не бойтесь нанимать консультантов для анализа рынка, для выбора направления, для подбора технологий и оборудования. Наша компания может быть одним из перечисленных экспертов. И не забывайте, что при большом количестве яблок и малом числе хранилищ переработка это перспектива, о которой нужно думать сегодня, чтобы через 2-3 года быть в числе лидеров, а не аутсайдеров.

- Большое спасибо за подробные ответы, Вадим Владимирович! Надеемся, эта статья найдет отклик среди наших читателей и поспособствует расширению их взглядов на переработку как на перспективный бизнес.

Вела интервью: Монастырева Галина

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону