Микрозелень: перспективная ниша или трата денег?

Среди последних европейских трендов в тепличном растениеводстве один из наиболее ярких в последнее время - выращивание микрозелени. Этим направлением занимаются как крупные производители, так и совсем небольшие хозяйства, причем для последних это источник серьезной прибыли. В России эта ниша пока практически не задействована. Так что же это такое, каковы перспективы и кто потенциальные клиенты?

Микрозелень - это молодые ростки съедобных растений, содержащие в своем составе рекордное число полезных веществ. Интересно, что эту салатную зелень можно вырастить практически из любой культуры, от бобовых до дайкона. Готовой к сбору она считаются после появления первых настоящих листьев, будучи от 2,5 до 6-7 см в высоту.

Этим трендом в Европе серьезно озаботились сторонники здорового питания, ведь употребление микрозелени позволяет полностью возместить потребность организма в витамине С, каротине, фосфоре, магнии, кальции и железе, которые содержатся почти во всех выращиваемых культурах. Также в разных растениях содержатся целые комплексы витаминов, например, благодаря микрозелени кресс-салата человек может получить витамины В, Е, РР, D, а люцерна подарит коктейль из групп А, С, Е и К. Также микрозелень многих культур благотворно влияет на обмен веществ в организме и иммунную систему. Если обобщить данные, то в микрозелени содержится в 4-40 раз больше полезных веществ, чем во взрослых растениях тех же культур.

В нашей стране микрозелень пока в большей степени прерогатива ресторанов, уже оценивших ее преимущества,среди которых выраженный, но мягкий вкус, прекрасно раскрывающийся в блюдах и напитка, а также привлекающий внимание красивый вид, что позволяет успешно применять эти маленькие растения для украшения блюд. Постепенно продукт заходит в крупные торговые сети, и, разумеется, в магазины здорового питания.

Микрозелень сегодня выращивается как на субстрате, так и на гидропонике, при этом производство можно организовать не только в теплице, но и в специально оборудованных помещениях обычных домов, важно только обеспечить правильный микроклимат для развития растений. Важно, что при выращивании совершенно не требуются какие-либо удобрения - растению полностью хватает заложенного в семени потенциала. Ассортимент пригодных к такому выращиванию культур крайне широк и каждая имеет свои особенности и преимущества.

Важный для любого предпринимателя критерий - окупаемость проекта. Здесь можно порадоваться - при успешной организации сбыта окупаемость едва ли не самая высокая в отрасли защищенного грунта, по крайней мере сейчас, когда предложений на рынке не так много. Кстати, здесь тоже есть своя сезонность - что ожидаемо, в зимний период цены на микрозелень возрастают в разы.

 

Однако не все так просто. К сложностям можно смело отнести:

• затраты на посадочный материал и его правильный подбор. Российские производители микрозелени отмечают, что в основном приходится закупать специальные семена из-за рубежа - из Италии, Германии и Голландии, где давно процветает культура потребления этого продукта. Более простым решением становится поиск непротравленных семян, однако и здесь свои подводные камни - семенной материал должен быть гарантированно здоровым, так как с учетом высокой плотности посадки любое заболевание распространяется молниеносно и может испортить весь посев;

• сложность хранения и транспортировки. Микрозелень требует специальных температурных условий, но даже при этом имеет короткий срок хранения - всего 5-10 дней. В результате выращивание целесообразно только вблизи крупных городов, где можно организовать постоянный сбыт свежей продукции;

• сверхбыстрый цикл становится как одним из главных преимуществ, так и таким же недостатком. Растение проходит необходимые стадии развития в среднем за десять-пятнадцать дней. С одной стороны это возможность получать большое число урожаев, с другой - постоянная посадка и уборка, причем. из-за специфики продукта, обе операции часто приходится проводить вручную, что делает процесс достаточно трудозатратным;

• необходимость рекламы и презентации товара при организации сбыта. Товар пока все еще достаточно слабо узнаваемый и основными покупателями сегодня все еще остаются рестораны, но и здесь нужно уметь «показать товар лицом».

Впрочем, в любом деле не без сложностей, а перспективы, особенно для малого и среднего бизнеса, весьма привлекательны, ведь конкуренция здесь просто отсутствует, в то время как другие ниши в направлении защищенного грунта в последние годы сегодня находятся на пике насыщенности.

Смотрите также
Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2022
г. Ростов-на-Дону