Хорошо забытое старое под новым углом

Органические удобрения - это понятие, которое находится все время на слуху и известно в общем-то всем, однако при этом находит далеко не так много применения, как того заслуживает. «И зачем же мне на полях ваш помет третьего класса опасности?» - именно этот вопрос зачастую всплывает у современных фермеров при речи об органике. Что на него ответить и вообще как относиться к органическим удобрениям в современном сельском хозяйстве мы обсудили с Валерием Николаевичем Мозговым, директором ООО «Витагро», нашедшим нишу органических удобрений надежной и прибыльной, а также способной решить немало проблем.

- Добрый день, Валерий. Начну с традиционного вопроса, почему сферой своей деятельности вы выбрали именно сельское хозяйство?

- Я искренне считаю, что Россия - аграрная страна. Нам это позволяют и площади, и почвы, и климат. Именно за сельским хозяйством будущее нашей страны.

- Сегодня Ваша компания заняла очень интересную и полезную нишу, став не только поставщиком полезного продукта, но и что немаловажно – надежным помощником в решении серьезной проблемы по утилизации отходов нашего птицеводства. Как определили это направление? Ранее работали в этой области?

- Да, я видел эту проблему, а залог хорошего бизнеса в том, что чем большую проблему решаешь своей деятельностью, тем выше и награда. Отходов птицеводства сегодня реально много и девать их просто некуда, в то время, как государство требует соответствие всем нормам. При этом как бы странно это ни звучало, рынок органики в России сегодня только начинает свой путь развития.

Сегодня для подавляющего числа птицефабрик отходы производства это не побочный продукт, а именно бесполезные отходы, превращающиеся в большую проблему. Мы же в своей работе помогаем перевести их в категорию прямого и стабильного дохода.

Мы четко понимаем, что каждый должен заниматься своим делом. Если птицефабрика концентрируется на производстве мяса и яйца, то с 90% вероятностью мы не ошибемся, если скажем, что рынка удобрений своего региона они не знают. Это просто не их направление, поэтому, грубо говоря, они куриный помет и бесплатно отдать готовы, так как проблема с утилизацией всегда стоит очень остро.

Здесь в работу и вступаем мы, проводя анализ рынка, и предоставляя производственникам готовое решение: какое оборудование им поставить, по какой технологии организовать производство удобрений, но что самое главное – мы сами гарантированно становимся их покупателем, стабильно и постоянно выкупая у них произведенный продукт. Вся дальнейшая реализация – это уже наша и только наша задача, которая уже априори не станет «головной болью» птицефабрики.

Знание рынка здесь имеет ключевое значение, ведь при наличии желания и финансовых средств организовать переработку куриного помета в органическое удобрение не составит большого труда, однако сразу встает старый вопрос в новом варианте: уже не «Куда девать отходы?», а «Куда девать удобрение?». Грамотно организовать реализацию такого продукта – задача очень непростая и для птицефабрики часто просто неподъемная. Да и как вообще определить, что именно нужно фермеру? Ведь производить можно очень многое: компост, биокомпост по М-технологии, жидкое удобрение, гранулированные удобрения, шарики, органо-минеральные удобрения. Технологий масса и если птицефабрика вложится в неверное направление – приобретет проблем больше, чем пользы.

Наши знания рынка, постоянное общение с фермерами, позволяют как раз определить верную стратегию, при которой в прибыли останутся все участники. Мы можем определить необходимый продукт, потребный объем, эффективную цену.

- Валерий, рынок везде разный, в каких именно регионах вы сегодня работаете?

- Рынок действительно очень разный и в зависимости от региональных почвенно-климатических особенностей, а также возделываемых культур, спрос на виды продукции значительно разнится: то, что подойдет для Крыма или Карачаево-Черкесской Республики не найдет применения в Воронежской или Липецкой областях и наоборот. Тонкостей много, и здесь вновь ожидает серьезный «подводный камень» - очень не рекомендуется «перенимать опыт» соседей. Если на одной птицефабрике успешно внедрили конкретную технологию, то совсем не факт, что пошедшие по проторенному пути соседи не останутся у разбитого корыта, не найдя у себя сбыт и столкнувшись с логистическими проблемами, способными сделать производство удобрения просто нерентабельным.

- Предлагая птицефабрикам готовые рецепты решения проблем, вы имеете выходы на производителей всего спектра оборудования для различных технологий?

- Да, совершенно верно, мы определяем технологию, цену, объем производства, выявляем необходимое оборудование, организуем его закупку у производителя, поставку, монтаж и сопровождение, а также выкупаем продукцию, становясь гарантированно для партнера абсолютно стабильным и единственным рынком сбыта.

Сформированная нами закупочная цена, являясь не высокой, все же гарантирует то, что мы выкупим весь объем, не взирая на сезонность.

У нас собственные мощности хранения, по ЮФО, в нашей основной сегодня зоне работы, это единый склад в Краснодаре, откуда удобрения отгружаются по ЮФО и ЦФО.

- А насколько сегодня вообще востребованы органические удобрения?

- Спроса на рынке органических удобрений нет и точка, а нет его потому, что у людей просто отсутствует необходимый опыт. В Советском Союзе люди покупали органику и успешно ее использовали. Сейчас же агрономы, стоящие «у руля» своего бизнеса на собственной практике не знают что они могут получить за счёт применения органических удобрений, то есть не могут оценить соотношение расходов и доходов, поэтому часто просто не рискуют связываться с непривычным для них продуктом. Фермеры просто не привыкли работать с органикой в современном понимании. 

Именно поэтому требуется то, чего нет на птицефабриках - мощный отдел продаж с высококлассными специалистами, способными объяснить, донести, показать на конкретных примерах, фактически «на пальцах», обосновать, подобрать продукт для конкретных условий. Фермеры ведь интуитивно понимают необходимость, но часто просто боятся и продолжают работать «по накатанной», ведь современное сельское хозяйство живет за счет заемных финансовых средств - в долг и кредит, а лишние новшествачасто воспринимаются как лишний риск, когда прибыль нужна здесь и сейчас. Поэтому реализация органических удобрений требует объяснений: сколько вносить, когда и как, под какую культуру и что получится в итоге. Это еще один важный момент, почему птицефабрики сами просто не могут заниматься успешной реализацией удобрений - у них отсутствует необходимый штат специалистов с багажом специальных знаний.

- Валерий, вы перечислили большое количество разных видов органических удобрений. Скажите, пожалуйста, есть ли среди них какие-то более эффективные?

- Позвольте привести такую аналогию: мы все понимаем, что земля - живая, она - организм, как и вы. Так вот, вы же сами не любите есть на завтрак, обед и ужин одну и ту же пищу? Так и ей в один год нужно одно, в другой - другое, чтобы получить максимальный спектр макро- и микроэлементов. Причем здесь я говорю даже не о разных удобрениях из одного сырья, но даже о разных источниках: когда-то нужен в основе куриный помет, иной раз навозе КРС или свиной. Многообразие здесь идёт только на пользу. Так мы максимально насыщаем почву органическим веществом, повышаем содержание гумуса, который в свою очередь является ключом к плодородию. 

В использовании органики нет устоявшихся рецептов - слишком много факторов, которые не возможно учесть полностью. Роль играют не только севооборот и тип почвы, но и история ее использования, которую сложно оценить. Поэтому мы всегда рекомендуем начинать с закладки опыта, целью которого ставится определение оптимальных для конкретной почвы объемов внесения и типа удобрения. Только опыты покажут на какой результат можно рассчитывать. Здесь просто не может быть прямой зависимости: внес в 10 раз больше - получил десятикратную прибавку в урожайности или в качестве. Опыт позволит найти идеальное соотношение затрат и результата.

Сравнивать внесение органики с внесением NPK - обычная и грубая ошибка. Органические азот, фосфор и калий здесь не имеют первостепенного значения, хотя их содержание и повлияет на дальнейшее внесение уже минеральных удобрений. Главное же - именно органическое вещество, способствующее восстановлению естественного плодородия почвы.

- Скажите, объем производства у вас сегодня достаточный для ваших основных регионов?

- Скажу так, если взять сегодня в целом все отходы птицефабрик, свинокомплексов и ферм и отправить на поля, то и их не будет достаточно для полноценного питания этих земель. Беда в том, что даже для внесения малой части преградой становится человеческое незнание, опасения, нежелание. Донести важность восстановления плодородия за счет внесения органического вещества - сегодня основная наша задача. 

В принципе, сегодня наша компания - единственная в России, кто занимается продвижением этого продукта, реализацией его в промышленных масштабах, и мы видим, что за органикой будущее, так как не возможно просто прокормить население без восстановления почвы, когда год от года даже в Краснодарском крае содержание гумуса катастрофически падает

- Подводя итоги можете обобщить те плюсы, которые дает фермерам использование органических удобрений?

- Во-первых, органические удобрения не вымываются из почвы, что подразумевает длительное использование питательных веществ растениями.

Во-вторых, внося органическое вещество, мы даем пищу для живущих в почве микроорганизмов, тем самым давая ей жизнь и восстанавливая.

В-третьих, применяя органику мы сокращаем затраты на минеральные удобрения, причем порой мы можем сократить их объем на 70%, а если вспомнить, что органические удобрения не обязательно вносить каждый год, то экономия получается очень серьезная. Также органика имеет в своем составе необходимые почве микроэлементы, что позволяет отказаться от их дополнительного внесения.

Ну и в-четвертых, есть очень важная особенность продукции, произведенной с использованием органических удобрений: на что ориентируется потребитель, выбирая, например, овощи? На вид - безусловно, но важнее всего ярко выраженный вкус, а именно его может лучше всего обеспечить органика. Заметьте, я сейчас намеренно обхожу еще вопрос экологичности такой продукции, так как на этот критерий потребитель обратит внимание далеко не в первую очередь, но и он играет свою роль. В целом же все это повышает спрос на продукт, а следовательно его цену и возможную прибыль.

- Большое спасибо, Валерий, очень приятно, что сегодня есть компании, которые способны при развитии своегобизнеса, стать еще и гарантом решения проблем для других. Надеемся что число ваших партнеров будет расширяться, как и предлагаемый ассортимент продукции, а наши читатели возможно увидят для себя новые возможности.

Вела интервью: Монастырева Галина

 

Партнеры
Мы в соцсетях :
apknews.su © 2019
г. Ростов-на-Дону
Бульвар Комарова, 28Г